Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Значение музыкально-дидактических игр и пособий
в решении современных педагогических задач музыкального воспитания

Бартенева Ирина Георгиевна,
музыкальный руководитель высшей категории,
ГБДОУ детский сад 118
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Введение

     Восприятие музыки – сложнейший процесс, требующий внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.

     Практика показывает, ребёнок полноценно воспринимает музыку, если он понимает что она «рассказывает», способен сравнить услышанное с чем-то предметным, уже встречавшемся ему в жизни. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, музыкально – слуховые отношения, ладовое чувство, чувство ритма), различать жанры музыкальных произведений.

     Данная статья предназначена для музыкальных руководителей ДОУ, она раскрывает аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста, методические особенности обучения дошкольников всем видам музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи музыкально-дидактических игр и пособий. Также статья может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.

 

Решение современных педагогических задач

музыкального воспитания детей дошкольного возраста

 с помощью музыкально-дидактических игр и пособий

 

     Н.А.Ветлугина писала, что музыкальные  образы «… побуждают ребёнка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чём музыка «рассказывает». Ребёнок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но и стремится сопоставить всё это с чем-то реальным».

     Как организовать образовательный процесс, чтобы он был эффективен, учесть индивидуальные особенности ребёнка? Надо предложить детям игру. Играя, ребёнок закрепляет жизненные впечатления, уточняет и расширяет знания об окружающем, делает первые шаги в самостоятельной деятельности.

     В дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: подвижные, игры-драматизации, музыкально-дидактические, игры-забавы. Во многих из этих игр содержание обучения вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, навыков (ЗУН).

      Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

     Музыкально-дидактические пособия помогают формировать первые эмоционально-эстетические оценки, воспитывать вкус детей. Поэтому в них должно быть заложено  художественное отображение понятного детям содержания. При организации предметно-развивающей среды в музыкальном зале и групповой комнате следует проявлять эстетическую культуру.       

    Как любая игра, музыкально-дидактическая должна включать в себя развитие игровых действий, которые должны помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а потом включить их в свою деятельность.

     Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

ü     обучающей задачи

ü     содержания

ü     правила

ü     игрового действия

Используя музыкально-дидактические игры и пособия на занятиях и в самостоятельной деятельности ребёнка надо учитывать, в какой степени развиты и используются его сенсорные каналы восприятия:

ü     аудиальный

ü     визуальный

ü     кинестетический.

     При аудиальном контакте с ребёнком важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Ободряющее слово, изменение темпа и динамики речи усиливают аудиальный контакт.

     При визуальном контакте важно использовать мимику, наглядные пособия, рисунки, схемы, мнемотаблицы.

     «Кинестетические» дети очень чувствительны и эмоциональны, их нужно привлекать к выполнению практических заданий. Одновременно с одобряющим словом можно погладить ребёнка по голове, коснуться его плеча, прохлопать по его ладошке ритмический рисунок. Такой контакт вызовет положительные эмоции.

      Создавая проблемную ситуацию педагог ставит детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждает детей к поиску новых знаний.

Пример. Дети с ясельного возраста знакомы с образом Петушка. Это весёлый, позитивный персонаж любимых сказок, потешек. На занятии вносится игрушка «Петушок». Его появление вызывает яркие, положительные эмоции. Сначала дети знакомятся с Петушком в русской народной попевке «Петушок» и учатся звукоподражанию – кричат, как Петушок «ку-ка-ре-ку». Постепенно музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что у Петушка голос громкий (развитие тембрового слуха) и высокий (развитие звуковысотных отношений). Чтобы создать проблемную ситуацию в младшей группе музыкальный  руководитель поёт песню … «Заболел наш Петушок»: Петушок гулял под дождиком, промок и заболел. Как же помочь Петушку? Ответ дан в песне: надо позвать доктора, покричать за Петушка.

В песне В.Витлина «Серенькая кошечка» дети сопереживают маме-кошке, которая ищет и зовёт котят. Они с удовольствием помогают ей – мяукают ласково, нежно. На следующем этапе дети участвуют в обыгрывание сюжета песни: изображая котят, двигаются тихо и мягко, затем прячутся. Мама-кошка (сначала воспитатель, а потом эту роль исполняет ребёнок) ищет котят. Ребёнок в роли мамы-кошки старается передать её эмоции:  беспокойно и жалобно мяукает. Дети (котята) отвечают радостно, ласково. Своевременное изменение игровой среды, подбора игрушек помогают ребёнку восстановить в памяти недавние впечатления.

      В простых на первый взгляд играх дети решили разные интегративные задачи. Они были любознательны, активны, проявили эмоциональную отзывчивость, овладевали средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, планировали свои действия на основе первичных ценностных представлениях, применили на практике полученные ранее ЗУН.

     Чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе у детей должны быть созданы прочные навыки музыкально-сенсорного восприятия. Этому способствуют несколько этапов освоения музыкально-дидактических игр.

     На первом этапепроисходит знакомство с произведением, которое составляет основу игры: аудиальное (выделяем характерные музыкальные звуки и их свойства) и визуальное (знакомимся со зрительным образом). Решать эти задачи помогают музыкально-дидактические пособия.

     Затем - на втором этапе – дети знакомятся с игровыми задачами, правилами, действиями. Также идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, которые будут необходимы в игре.

      На третьем этапеосуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков, а также игровых действий в самостоятельную деятельность детей.

     И четвёртый этап позволяет использовать игры в самостоятельной деятельности.

     Применяя музыкально-дидактические игры  в работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности.

     На третьем году жизнина развитие ребёнка начинает оказывать влияние накапливающийся у него опыт. Увеличивается объём внимания, формируется наглядно-действенное и образное мышление, воображение. Развивается речь, что значительно расширяет контакты детей со взрослыми. В основе выполнения заданий музыкально-дидактических игр лежит развитие сенсорных способностей, связанных с восприятием и различением высоты, тембра, длительности, динамики звука. Дидактические игры должны быть построены так, чтобы дети легко могли справиться с заданием. Например, под песенку «Ноги и ножки» В.Агафонникова они ходят, изображая «большие ноги», а затем показывают, как «маленькие ножки бежали по дорожке». Это произведение можно использовать и для развития чувства ритма: дети, сидя на стульчиках, на первую часть отстукивают ритм «больших ног» кулачками по коленкам, на вторую часть- «маленькие ножки»- пальчиками «бегают» по ножкам (мелкая моторика). Для активизации звукоподражания целесообразно применять игрушки, игровые приёмы, так как эмоциональная реакция является благоприятным фоном. Например, можно создать различные игровые ситуации:

ü     разбудить куклу- «ку-ка-ре-ку»

ü     помочь кошечке позвать котят- «мяу»

ü     птенчики отзываются маме- «чик-чирик»

     Во второй младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух-трёх инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы.  Дидактические игры имеют определённое содержание и правила. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. Это хорошо видно в игре «Чей домик?» Е.Тиличеевой. Дети показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок. Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр. Например, в игре «Птички», если мелодия звучит до первой октавылетают птицы, если звучит до второй октавы птенчики.

    Вызывая эмоциональный отклик на музыку, педагог предлагает сравнить контрастные по настроению и выразительным средствам произведения. Для закрепления этих навыков можно использовать музыкально-дидактическое пособие в виде карточек разных цветов.  Восприятие тембрового звучания разных инструментов (бубен,  барабан, металлофон), характерный ритм, дети связывают с игровыми образами («медведь идёт», «зайчик прыгает» ).

В этом возрасте музыкально-дидактические игры помогают  продолжить работу по формированию слухового внимания, дифференцированного восприятия, первоначальных навыков различения, запоминания произведения.

     На пятом году жизни ребёнок становится достаточно активным, а действия его более осознанными, самостоятельными. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности.

В музыкально-дидактических играх  прослеживается чёткая задача - научить прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру, силе звучания. Например, различать тембр голоса можно с помощью игры «Узнай по голосу» Е.Тиличеевой. В игре на различение высоты звуков «Ну-ка, угадай-ка» Е.Тиличеевой, дети должны договориться с музыкальным руководителем или воспитателем кого они будут изображать – и соответственно произносить звуки высоко, звонко или более низким голосом. Определение динамики в пьесе «Тише – громче в бубен бей» подсказывается литературным текстом и мелодией, звучащей низко, когда речь идёт о бубне, который может загреметь, «будто гром», и высоко – когда он «звенит ручейком».

В этом возрасте дети осваивают несложные приёмы игры на детских музыкальных инструментах: передают несложный ритм, отмечают сильную долю такта, метрическую пульсацию и применяют эти навыки  в играх под музыку, могут подыграть вступление к песне. Инструмент можно использовать в обучении различению звуков по высоте. Например, в песне «Птичка и птенчики» Е.Тиличеевой одни ребята играют на металлофоне до первой октавы (птичка мама), другие – до второй октавы (птенчики).

В этом возрасте у детей развиваются предпосылки к творческому проявлению. Педагог предлагает спеть или сыграть для куклы, медведя или другого персонажа на музыкальном инструменте колыбельную, марш.

     Ребёнок в возрасте 5-6 лет способен не только целостно воспринимать предметы, природные явления, но и выделять составные части, их  последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними. Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности. Методика разучивания музыкально-дидактических игр, направлена на сосредоточение  внимания детей и активное восприятие основных средств музыкального изображения. 

     Дидактические игры позволяют сформировать хорошие умения, что помогает детям интереснее проявить себя в творчестве, исполнительской деятельности. Педагог предлагает импровизировать звукоподражания голосам птиц, животных: «ку-ку», «чик-чирик», «мяу», «гав-гав»; музыкальным  инструментам: труба, барабан, колокольчик, при этом изменяя высоту звучания, ритмический рисунок, интонацию – радость, огорчение, вопрос, ответ. Чтобы правильно передать звучание того или иного музыкального инструмента нужно отметить особенности в его тембровой окраске – одни звучат ниже, глуше, другие выше, звонче. Так же детям очень нравится импровизировать несложные ответы на вопросы воспитателя: «Ты где?» - «Я здесь», «А - у»; «Иди домой!» - «Я иду», «Не хочу». Вопросы, обращённые к детям должны быть короткими, удобными для пения.

 Применяя в работе попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной, простейшие русские народные песенки «Василёк», «Кукушка», «Сорока-сорока» у детей формируется навык слухового контроля. При систематических занятиях дети слышат длинные и короткие звуки, выкладывают их последовательность на фланелеграфе, правильно находят карточки с ритмическим рисунком.

     Активизация игрового творчества отмечена включением в репертуар специальных произведений. В них дети имеют возможность проявить себя. Например, передавая движения зайчика дети не просто легко прыгают, а изображают осторожность, испуг. В следующей пьесе-загадке:

                                                    Вся мохнатенька,

                                                    Четыре лапки,

                                                    Сама усатенька.

дети подчёркивают характерное движение - прыжок, внезапная остановка.

     Музыкально-дидактические игры и пособия помогают объединить на одном занятии разные виды музыкальной деятельности одной темой. Например, формирование восприятия и воспроизведение характера танца: вальса, польки, плясовой.

Слушание:

ü     «Вальс»

ü     «Полька»

ü     Плясовая – русская народная мелодия

Пение:

ü     Песня в ритме вальса

ü     Песня в ритме польки

ü     Частушки

Музыкально-ритмические движения:

ü     Девочки кружатся под рукой мальчиков, приставные шаги в сторону  с приседанием

ü     Лёгкие поскоки, прямой галоп, разучивание шага польки

ü     Ковырялочка, присядка, дробушечки

Творческая передача музыкально-игровых образов

ü     Маршируют солдаты

ü     Порхают бабочки

ü     Танцуют матрёшки

Используемые пособия:

ü     Литературный текст – стихи, загадки, потешки

ü     «Домики» с различными жанрами

ü     Иллюстрации

ü     Карточки с изображением танцующих вальс, польку, плясовую

На седьмом году жизниисполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным. Дети пытаются мотивировать свои предпочтения при прослушивании, исполнении или творческих импровизациях.

Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы художественного вкуса, развивать эмоциональную отзывчивость в этом возрасте можно с помощью ИКТ:  презентации о композиторах, музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, использование интерактивной доски, аудио записей, несложных ребусов, в которых зашифрованы слова: «композитор», «музыка», «флейта». Развивать ладовысотный слух, чувство ритма, музыкальную память можно используя карточки с ритмическими рисунками, пяти- семи ступенчатую музыкальную лесенку, фланелеграф. Различные графические изображения помогают уловить связь между зрительным и слуховым восприятием звука – его высотой и длительностью. Всегда яркое впечатление на восприятие музыкального образа производит беседа, точно подобранный эпиграф к  музыкальному произведению.

       Для приобретения исполнительских навыков нужны неоднократные повторения. Эти повторения должны быть выражены в интересной игровой форме и с помощью дидактических пособий. Например, петь с музыкальным руководителем «Эхо» - фразу поёт музыкальный руководитель, потом её повторяют дети; петь по жесту – дети чередуют пение вслух и про себя по жесту педагога. Сочетать слуховую и зрительную наглядность с помощью  графического изображения направления мелодии. Проиграть и пропеть  попевки из «Музыкального букваря» Ветлугиной – «потрогать» мелодию.

Использовать  различные дыхательные упражнения: «изображаем» дыханием разные порывы ветра – сильный и холодный, ласковый и тёплый, «надуваем» и «сдуваем» шарик, задуваем «свечи на торте».

     В этом возрасте у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально - ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний, умений и навыков.

     Конечная цель работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий  перевести ребёнка из зоны ближайшего развития -  когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.

 

Использованная литература

 

1.      Электронный ресурс http://shkolniks.ru, раздел «Музыкальное воспитание», музыкально-дидактические игры.

 

2.     О.В.Кацер  «Игровая методика обучения детей пению» - «Музыкальная палитра», 2008.

 

3.     М.Е.Верховкина, Лекция на курсах повышения квалификации в АППО, 2014.

 

4.     «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н.А.Ветлугиной: издательство «Просвещение», 1989.

 

5.     Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»: издательство «Просвещение», 1988.

 

6.     А.Г.Назарова «Игротренинг» методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста: Санкт-Петербург, 1998.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»