Одним из средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в сложном музыкальном мире звуков. Музыкально-дидактические игры должны быть просты, доступны и интересны детям. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания детей петь, слушать, играть и танцевать. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку. Применение музыкально-дидактических игр на занятие дает возможность провести его наиболее содержательно.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.
Дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат правильно брать дыхание и удерживать его до конца музыкальной фразы. Для развития певческих способностей детей можно использовать на занятиях такие игры как: “Музыкальный телефон”, “Волшебный волчок”, “Музыкальный магазин” и другие. Не малую роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки. На этом этапе полезно использовать “Музыкальный букварь Н.А. Ветлугиной”. В этом сборнике все задания даны в игровой форме, и материал подобран с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному. Иллюстрации “Музыкального букваря” можно использовать на занятиях в качестве демонстрационного материала. Например, игра на определение звуков по высоте “Качели”. Попевку “Бубенчики” можно использовать в качестве музыкально-дидактической игры для закрепления знаний о звуках разной высоты. В данной игре используют карточки, на которых изображены три колокольчика разные по цвету: красный – высокий звук, желтый – средний, зелёный – низкий. В игре “Где мои детки” дети учатся различать звуки разные по высоте. Они с удовольствием отвечают разными голосами маме утке, кошке, птичке и при повторном проведении игры дети знают, что мама кошка поет низким голосом, а котёнок высоким. В музыкально-дидактических играх старшей группы могут быть использованы и ударные инструменты, погремушки, бубны. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке, например попевка “Андрей-воробей”. Использование попевок в дидактических играх: “Отгадай”, “Сколько нас поет”, “Кто в домике живет?”.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.
Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог анализировать музыкальные образы мы снова обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Применение игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Во время слушания музыки с детьми младшего возраста можно использовать игрушки, которые могут “разговаривать”, “двигаться”. Например, игра “Чудесный мешочек”, где могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятия. Такая игровая форма нравится малышам, и они активно включаются в разговор с куклой.
Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки в группах старшего возраста можно использовать музыкально-дидактическую игру “Найди нужную иллюстрацию”, “Музыкальная шкатулка”. В старших группах дети знакомятся с произведениями русских и зарубежных композиторов. Здесь можно использовать дидактическую игру “Кто больше?”, в которой детям показываю портрет композитора, и предлагают назвать его произведения и в дальнейшем отыскать их в предлагаемых иллюстрациях. В игре “Какая музыка?” дети определяют вокальную и инструментальную музыку. Игру “Что делают в домике?” можно использовать при знакомстве детей с танцевальной, маршевой, колыбельной музыкой. Музыкально-дидактические игры можно использовать как на музыкальных занятиях, так и в свободное время, во второй половине дня.
Музыкально-дидактическая игра “Где мои детки?” для младших групп.
Цель игры: развитие звуковысотного слуха, закрепление программного материала.
Содержание: В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): “где мои утята, милые ребята? Кря-кря?” (поет на ре первой октавы).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: “Кря-кря, мы здесь” (поют на звуке ля второй октавы).
Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
Игровой материал: Большие карточки с изображением гуся, утки, курицы, птицы. Маленькие карточки с изображением гусят утят, цыплят, птенчиков в гнезде. Карточки можно заменить на варежки с аналогичными изображениями.
Музыкально-дидактическая игра “Какая музыка?” для старшей группы.
Цель игры: Узнавать произведения и определять его жанр.
Содержание: Детям раздают карточки, музыкальный руководитель исполняет на фортепиано пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведения, определяют его жанр и поднимают нужную карточку.
Игровой материал: Карточки с изображением танцующих, поющих и марширующих детей, разноцветные фишки.