Основной принцип знакомства дошкольников с городом
При изучении литературы по краеведению и петербурговедению можно сразу определить, что методические разработки и пособия построены либо по историческому, либо по топографическому принципу.
Ни тот, ни другой принцип в работе с дошкольниками педагога не устраивают, поскольку у детей этого возраста еще очень узок круг представлений и объем знаний, поэтому слаба и фантазия, детям дошкольного возраста трудно абстрагироваться от конкретно наблюдаемых объектов, у них слабы процессы мышления (анализ, синтез, сравнение и пр.), а все это не дает возможности представить себе прошлое.
Наиболее оправдывает себя в работе с дошкольниками принцип, который можно было бы назвать эгоцентрическим. В знакомстве с городом ребенок идет как бы от самого себя, от своих потребностей, возможностей, условий своей жизни и жизни самых близких к нему людей: мой дом, моя улица, мой адрес, мое ближайшее окружение, интересные для меня объекты, мой детский сад, сквер, в котором я гуляю, улица, на которой расположены мой детский сад и сквер, затем, расширяя границы места, с которым ребенок хорошо знаком, переход к пониманию потребностей и условий жизни окружающих людей – то есть переход к понятию «мы» - жители города в данный момент, и постепенно, знакомясь с памятниками архитектуры или иными достопримечательностями, - давать знания о людях, которые жили здесь давно – переход к понятию «они».
Главным методом знакомства с городом для дошкольников становится сравнение. Сравнение дома и улицы, улицы и площади, улиц между собой, площадей между собой, жилого дома с дворцом, с церковью, с театром и т.д и т.п.
Таким образом, «эгоцентрический» принцип органично включает в себя элементы исторического и топографического, причем более – топографического, поскольку местные условия дают мало возможности видеть исторические объекты воочию; здесь мы используем книги, иллюстрации, фотографии, слайды, а обзорные экскурсии используем частично уже на стадии обобщения имеющегося у детей наглядно-чувственного опыта.
"Город мой любимый".
Разрабатываемый материал:
- План - сценарий вечера досуга совместно с родителями "Мы живем в Автово".
- Анкета для родителей.
- Конструирование и знакомство дошкольников с городом.
- Подбор настольных и дидактических игр.
- Подбор детской литературы по теме.
- Подбор источников для информации по теме.
Содержание перспективного плана работы с детьми 6-7 лет по теме "Город мой любимый".
Месяц | Изучаемая тема |
октябрь |
Улицы и сады: Улица детского сада Улицы, на которых мы живем Уличное движение Сквер на Комсомольской площади |
ноябрь |
Площади: Комсомольская площадь Площадь Стачек Дворцовая площадь |
декабрь |
Дворцы: Летний дворец Зимний дворец Михайловский дворец |
январь |
Церкви: Исаакиевский собор Церковь Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) Казанский собор |
январь - февраль |
Театры: Цирк Автово Цирк на Фонтанке |
февраль |
Музеи: Русский музей Этнографический музей |
март |
Памятники: Памятники Петру | Памятники писателям Пушкину, Крылову Памятники Суворову и Кутузову |
апрель |
Реки и мосты: Река Фонтанка Аничков мост Нева Дворцовый мост |
май |
Наш любимый город обобщение |