Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие представлений о человеке в истории и культуре,
как условие этнокультурного образования

 

Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ детский сад №23
Петроградского района Санкт-Петербурга

 

На сегодняшний  день наметились тенденции в усилении поликультурности образования, которое предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных народов, взаимодействие между людьми с разными традициями. Под этнокультурным образованием понимается комплексный, содержательный, педагогически организованный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру народа. В литературе существует несколько подходов к определению этнокультурного образования детей. Первый подход раскрыт в работах С.А.Козловой. Автор связывает этнокультурное образование с социально-личностным развитием детей и рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики как условие  развития национального и планетарного мышления. Позиция С.А. Козловой заключается в том , что у детей необходимо воспитывать интерес и уважение к культуре своего и других народов, умение проявлять терпимость к детям и взрослым, независимо от национальных различий. Другой автор, Т. Ю.Купач, рассматривает гуманизацию  социального воспитания дошкольников на основе приобщения детей к культурно-историческим традициям. По мнению автора, культурно-исторические традиции- это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор и т.п. Второй подход определяет значимость культурно- исторического опыта народа, представленного в материальной и духовной культуре ( Т.Ю.Купач, Г.Н.Волков, И.Ф.Галигузов и др.).

В свою  очередь, я так же считаю необходимым приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов  является наследование  нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество.

С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.

Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.

В вышеуказанном и заключается актуальность заявленной темы.

Приступив к работе по данному направлению более двенадцати лет назад , я столкнулась  с отсутствием методической литературы. Чуть позже появились такие разработки как:

     - Дыбина О.В., Что было до…: Игры- путешествия в прошлое предметов.-                М.: ТЦ Сфера, 2004.;

     - Новицкая М.Ю., Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Пинка-Пресс, 2003.;

     - Мулько И.Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.;

На сегодняшний день уже существуют парциальные программы:

-         О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

-         Е.В. Пчелинцева, Непреходяшие ценности малой родины.

-         Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Развитие у детей представлений об истории и культуре.

Я, в свою очередь, хочу предложить свою систему работы, мною были выделены следующие разделы и подразделы:

1.История цивилизации.

- Образ жизни человека  в древности.

- Труд человека.

2.Технический прогресс.

- Изменение условий быта человека.

- Усовершенствование средств передвижения.

- Развитие средств коммуникации.

3.Социальное и правовое сознание.

 

Кроме того, в связи с тем, что цель – физическое и психическое развитие воспитанников всегда является актуальной, я считаю нужным включить в качестве одного из подразделов раздела «История цивилизации» тему: «История спорта и спортивных состязаний».

Мною было разработано тематическое планирование, на основе которого уже несколько лет ведется работа в детском саду

 

 

 

 

Тематическое планирование  по направлению

«Развитие представлений о человеке в истории  и культуре»

 

Октябрь-ноябрь, тема:  «Развитие средств коммуникации»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Как люди общаются на расстоянии»

Цель: формировать представления о развитии средств коммуникации

 

Задачи:

·        познакомить детей со средствами связи в        древнем мире и в настоящее время

·         развивать наблюдательность, способность к суждениям

·         воспитывать интерес к техническому прогрессу

 

Подготовительная группа

«Что? Где? Когда?»

Цель: приобщить детей к великим достижениям людей в сфере обмена информацией

Задачи:

·        уточнить и систематизировать знания детей о развитии средств коммуникации

·        развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, умение рассуждать  и делать выводы; умение работать в команде; любознательность, внимание и силу воли

         воспитывать уважительное отношение друг к другу в                  процессе совместной работы, интерес к истории  человечества

Совместная деятельность

- рассматривание иллюстраций и познавательные беседы по теме

- рисование наскальных рисунков (на камнях)

- игры-драматизации

·        «Передай информацию посредством мимики и жестов»

·        «Расскажи сказку по телефону»

- просмотр отрывков из видеофильма «Из истории русской письменности»

- П/И «Где мы были мы не скажем, а что видели – покажем»

- Д/И «От наскального рисунка до компьютера» (разрезные картинки)

- «Расскажи посредством звука» (муз. деятельность)

- конструирование средств коммуникации из мелкого конструктора

- рисование и сочинение рассказов по рисункам детей

- сочинение загадок

- координация речи с движением

- пальчиковая гимнастика

- экскурсия в библиотеку (или совместная деятельность  по теме на базе библиотеки)

- выпуск первого номера журнала под названием «От наскального рисунка до компьютера»

Организация развивающей среды

- Д/И «От наскального рисунка до компьютера» (разрезные картинки)

- наскальные рисунки – продукт детской деятельности

- иллюстрации по теме

- детские энциклопедии

- журнал «От наскального рисунка до компьютера»

 

 

Ноябрь-декабрь, тема: «Образ жизни человека в древности»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Пещерный человек»

Цель: приобщить детей к истории человечества

Задачи:

·        формировать представления об образе жизни пещерного человека

·        развивать любознательность и воображение

·        воспитывать интерес к образу жизни человека в древности

 

Подготовительная группа

«Образ жизни пещерного человека»

Цель: приобщить детей к истокам зарождения человечества

Задачи:

·        уточнить и систематизировать представления детей об образе жизни человека в древности

·        развивать умение устанавливать причинно-следственные связи  и делать умозаключения

·        воспитывать интерес к культурному наследию древности

 

 

 

Совместная деятельность

- постройка макета жилища древнего человека

- рассматривание иллюстраций и познавательные беседы по теме

- Д/И «Эволюция обычных вещей»

- просмотр отрывков из видеофильма «Прогулки с пещерным человеком»

- рисование и сочинение рассказов по рисункам детей

- «Пещера древнего человека»

(конструктивная деятельность)

- «Охота на мамонта» (продуктивная деятельность из бросового материала)

- координация речи  с движением

- пальчиковая гимнастика

 

 

Организация развивающей среды

- Д/И «Эволюция обычных вещей»

- пещера древнего человека (макет)

- иллюстрации по теме

- выставки продуктивной изобразительной деятельности детей

- детские энциклопедии

- журнал «На заре человечества»

 

Декабрь-январь, тема: «Изменение условий быта человека»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Мой дом»

Цель: показать роль коммунальных услуг и бытовых приборов в жизни человека

Задачи:

·        формировать представления об условиях жизни современного человека, используя понятия: бытовая техника, водопровод, центральное отопление, электроосвещение; показать. Как сильно изменились условия жизни со времен пещерного человека

·        развивать умение сравнивать, выражая свои мысли в связной речи

·        воспитывать у детей желание быть активным и неравнодушным по отношению к окружающему миру

Подготовительная группа

«Как менялось жилище человека»

Цель: приобщить детей к великим достижениям в области технического прогресса

Задачи:

·        формировать представления об изменении условий быта человека от древнего мира до сегодняшних дней (отопление, освещение, водоснабжение)

·        развивать умение видеть связь между явлениями, развивать речь детей

·         воспитывать стремление быть изобретательным

 

Совместная деятельность

- Д/И «Бытовая техника»

- Д/И «Моя квартира»

- Д/И «Эволюция обычных вещей»

- работа с энциклопедиями

- коллаж «Как уютно в нашем доме» (коллективная работа)

- рисование и составление рассказа «Дом будущего»

- составление, отгадывание загадок о бытовой техники

- изготовление макетов жилища (в индивидуальной работе)

- координация речи  с движением

- пальчиковая гимнастика

- подготовка и выпуск журнала «Дом, в котором я живу»

- пешеходная прогулка по ознакомлению  с ближайшим окружением (разные виды зданий, их назначение)

 

 

Организация развивающей среды

- Д/И «Бытовая техника»

- Д/И «Моя квартира»

- Д/И «Эволюция обычных вещей»

- иллюстрации по теме

- макеты: «Квартира», «Многоэтажный дом», «Русская изба», «Замок»

- коллаж «Как уютно в нашем доме»

- журнал «Дом,  в котором я живу»

- детские энциклопедии

- раскраски

 

 

Январь-февраль, тема: «История спорта и спортивных состязаний»

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие во времени»

Цель: формировать у детей позитивное отношение к спорту и ведению здорового образа жизни через ознакомление их с яркими страницами истории спорта, ролью спорта в жизни людей в различные исторические эпохи

Задачи:

·        обобщить и систематизировать знания о видах спорта, способах организации соревнований,  о значении и месте спорта в культурной и общественной жизни людей с следующие исторические эпохи: пещерного человека, Древней Греции, Средневековья (рыцарство), 21 века

·        развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между известными им фактами, рассуждать, делать выводы; работать в команде – осознавать значение своих действий для результата команды

·        формировать навыки участия в эстафетах

воспитывать интерес к истории спорта, уважение к достижениям предшествующих поколений; желание быть сильным, ловким, умелым, красивым; желание заниматься спортом

Совместная деятельность

- рассматривание иллюстраций и проведение познавательных бесед по теме

- «Замок рыцаря» (конструирование)

- Д/И «Олимпийские игры»

- П/И – имитация «Мы – спортсмены»

- Д/И «Кому что нужно»

- «Отгадай спортсмена по действию» (словесная игра)

- «Я – спортсмен» (лепка)

- Р/И «Команда чемпионов»

- составление рассказов по теме «Зимние виды спорта»

- координация речи  сдвижением

- пальчиковая гимнастика

- выпуск третьего номера журнала «Ловкий, сильный и быстрый»

Организация развивающей среды

- Д/И «Кому что нужно»

- Д/И «Олимпийские игры»

- Наглядно – дидактическое  пособие  «Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта»

 - оформление темы на фланелеграфе (олимпийская символика)

- продукт детской деятельности « Я – спортсмен»

- детские энциклопедии

- фотовыставка «Мы – спортсмены»

- журнал «Ловкий, сильный, быстрый»

 

Февраль-март, тема: «Развитие социального и правового сознания»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Дети и родители»

Цель:способствовать формированию представления о значении семьи в жизни каждого человека

Задачи:

·        формировать представление о значении семьи в жизни ребенка

·        развивать интерес к семейным традициям

·        воспитывать уважительное отношение к старшим

 

Подготовительная группа

«Конвенция о правах ребенка»

Цель: формировать представления о правах человека, данных ему с рождения

Задачи:

·        познакомить детей с основным содержанием международногодокумента «Конвенция  о правах ребенка»

·        развивать у детей основы правового сознания, желание и умение считаться с правами других людей

воспитывать уважение к мнению и чувствам другого человека

Совместная деятельность

- рассматривание иллюстраций и проведение познавательных бесед по теме

- рисование «Моя семья»

- составление рассказов «Семейные традиции»

- беседа «Что и почему изображено на моем семейном гербе»

- рассуждение на тему «Что такое дружба?»

- Д/И «Фоторобот»

- Д/И «Угадай чувство»

- игры-драматизации

- чтение отрывков из художественных произведений

- координация речи  сдвижением

- пальчиковая гимнастика

- подготовка и выпуск четвертого номера журнала «В мире любви  и согласия»

Организация развивающей среды

- выставка «Герб нашей семьи»

- Д/И «Фоторобот»

- Д/И «Угадай чувство»

- выставки продуктивной деятельности детей по темам

- иллюстрации по теме

- дидактическое пособие на фланелеграфе «Конвенция о правах ребенка»

- журнал «В мире любви и согласия»

 

Март-апрель, тема: «Усовершенствование средств передвижения»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Вокруг света за 80 дней»

Цель: показать роль транспорта в жизни людей

Задачи:

·        формировать представления о различных видах транспорта (воздушный, водный, железнодорожный, городской, космический и п.т.)

·        развивать умение находить сходства и отличия, пользоваться обобщающим словом

·        воспитывать интерес к технике

 

Подготовительная группа

«От кареты до ракеты»

Цель: приобщить детей к великим достижениям  детей в области технического прогресса

Задачи:

·        формировать представления об изменении форм разных видов транспорта в связи с техническим прогрессом и потребностями общества

·        развивать умение рассуждать, делать выводы

воспитывать интерес к техническому прогрессу

Совместная деятельность

- Д/И «От кареты до ракеты»

- Д/И «Эволюция транспорта»

- Д/И «Летит, плывет, едет»

- продуктивная изобразительная деятельность

«Подводный транспорт» (из бросового материала)

«Космический транспорт» (оригами)

- конструктивная деятельность по замыслу детей  и презентация своей конструкции

- рассматривание иллюстраций и проведение познавательных бесед по теме

- «Звуки колес» (музыкальная деятельность)

- координация речи  с движением

- пальчиковая гимнастика

- пешеходная прогулка «Транспорт нашего города»

- подготовка и выпуск пятого номера журнала «От кареты до ракеты»

Организация развивающей среды

- Д/И «От кареты до ракеты»

- Д/И «Эволюция транспорта»

- Д/И «Летит, плывет, едет»

- выставки детских работ

- иллюстрации по теме

- детские энциклопедии

- журнал «От кареты до ракеты»

 

Тема «Труд человека» является сквозной, и частично присутствует в каждой из указанных тем, как составляющая часть. В конце апреля предлагается одно обобщающее мероприятие, цель которого довести до сознания детей, что все достигнутое человечеством стало возможным только благодаря непрерывному труду и усердию. В совместную и самостоятельную деятельность выносятся следующие игры:

- Д/И «Играем в профессию»

- Р/И «Профессии»

- Д/И «Кольцо и меч» (ремесла киевской Руси)

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»