С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека.
Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Длительность периода адаптации зависит от следующих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
-от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания;
- от сформированности навыков самообслуживания;
- от уровня тревожности родителей.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство(причины):
-перевозбуждение нервной системы ребёнка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
-привычная форма поведения избалованного ребёнка.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым(причины):
- отсутствие уважения к взрослому;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребёнка.
Лживость(причины):
-болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание.
Лень(причины):
-неразумная воспитательная тактика родителей - стремление уберечь ребёнка от лишнего трудового усилия. ( Бывает, что родители не могут подождать, пока ребёнок выполнит их просьбу, и они всё делают за него).
Различают три варианта протекания адаптации: лёгкую, среднюю, тяжёлую. Критериями степени тяжести адаптации являются: эмоциональное состояние малыша; сон и аппетит; его отношения со сверстниками; отношения со взрослыми; частота и длительность острых заболеваний.
Лёгкая адаптация- поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребёнок адекватно ведёт себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
Адаптация средней тяжести– сдвиги нормализуются в течение месяца; может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, есть признаки психического стресса;
Тяжелая адаптациядлится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Условно выделяют три группы детей по характеру поведения при поступлении в детский сад.
Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражает свое отношение к происходящему: они громко плачут, падают на пол, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям, к воспитателям. Несмотря на активное проявление протеста в период адаптации, дети этой группы обычно привыкают к условиям детского сада в течение 20 – 30 дней.
Вторая группа. После расставания с мамой дети замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены, стремятся отгородится от всех, не вступают в контакт. Их трудно накормить, посадить на горшок. Адаптация протекает сложно и может длится до двух месяцев.
Третью группусоставляют коммуникабельные, общительные малыши. Они не боятся нового помещения, чужих взрослых, инициативны в общении, с удовольствием демонстрируют свои умения и ожидают похвалы. Но через два-три дня все меняется: ребенку больше нечего рассказать и показать, он больше не хочет в детский сад, резко протестует и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
Большое значение в период адаптации к детскому саду имеет контакт между семьей и дошкольным учреждением. Родители должны рассказать об особенностях развития ребенка, о его привычках, аппетите, о любимых игрушках и т. д. Педагоги, в свою очередь, должны познакомить родителей с важностью постепенного перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд, используемых в саду. Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания.
Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми. Родителям следует проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая, у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательных и образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Основным объективным показателем окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние и активное поведение ребенка.
Используемая литература:
« Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня»
под редакцией Л.Л. Тимофеевой.
Л.В. Белкина « Адаптация детей раннего возраста к условиям доу»