Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Лихачева Антонина Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ д/с 93
Санкт-Петербурга
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, отмечают, что развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Понимание педагогами и родителями важности этой задачи в развитии детей, сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и помогут в дальнейшем подготовке обучению в школе. Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе была продумана и создана развивающая среда.
Были созданы следующие зоны:
- зона ИЗО деятельности, где было собрано все необходимое для подготовки руки к письму (трафареты, фигурные линейки, различные изоматериалы, в том числе предметы для нетрадиционного рисования, пластилин, формы, штампы и др,)
- зона конструирования, где сосредоточены разнообразные конструкторы, отличающиеся по способам соединения деталей, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;
- зона «Умелые руки», где расположили все необходимое для работы с бумагой, нитками, ватой и др. нетрадиционными материалами из которых дети делают различные поделки. Специально изготовили приспособления для плетения различных ковриков (из ниток, полосок), собрали различные катушки для наматывания ниток, тесьмы, подобрали природный материал (шишки, камушки), маленькие резиновые мячики разные по диаметру и фактуре;
- организовали уголок для развития сенсорных способностей и мелкой моторики ребенка, где сосредоточили специальные игрушки и пособия (различные застежки, шнуровки, вкладыши, пирамидки, матрешки, пособия из бросового материала: пластиковые бутылки, пробки и др.
Целью своей работы я поставила: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Актуальность моей работы заключается в том, что к нам приходят дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. А это, как правило, слабый мышечный корсет, в том числе слабая моторика. Поэтому целенаправленная, систематическая работа в этом направлении очень важна для наших детей, В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания, Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм находится в стадии развития. У наших деток это еще осложняется их особенностями. Мелкая моторика развита плохо, пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика, остальные сгибаются аналогично. У деток наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Для начала, были определены уровни развития мелкой моторики наших детей. На основании наблюдений была составлена перспектива по планированию, в группе создана необходимая предметно-развивающая среда, продумана наполняемость этой среды за счет игр, пособий, большинство которых были сделаны самостоятельно, Наполняемость среды постоянно меняется и по мере необходимости усложняется.
Для родителей, в раздевалке, оформили уголок, где подобрали необходимую информацию (книги, журналы, статьи) по развитию мелкой моторики. Проводили для родителей мастер-классы, где обучали изготовлению игрушек и пособий из подручного материала, тут же родители играли, придумывали варианты игры. Рассказывали, каким умениям и навыкам можно обучить детей, используя самые обычные предметы, Проводили родительские собрания, на которых постарались донести до родителей необходимость и важность этих задач в развитии детей. Что с их помощью можно сделать все возможное для достижения этой цели.
Представляю несколько игр для развития мелкой моторики рук.
Грецкие орехи, шишки сосновые.
Катать шишки между ладонями (массаж), грецкие орехи завернуть в фантики и разворачивать, положить на ладошку, сверху накрыть другой и катать от основания ладошки к пальчикам, катать круговыми движениями между ладонями приговаривая:» Я , катаю свой орех, чтобы был круглее всех!»
Пуговицы (крупные) разной формы и цвета.
Выкладывать рисунки, сначала по образцу, потом придумывать самостоятельно. Опускать по одной в копилку, ящик с прорезью.
Бельевые прищепки разные по цвету.
Прикреплять на круг, разделенный на сегменты по цвету, развешивать платочки на веревочку при помощи прищепок, Взять не тугие прищепки и поочередно «покусывать» подушечки пальчиков.
Нитки, тесьма, веревочки, шнуры.
Взять нитки для вязания, наматывать на катушки, сматывать в клубочки. Привязать конец нитки к маленькой игрушке и намотать на нее нитки так, чтобы «спрятать» игрушку. На толстой веревке завязать узелки до 12. Ребенок перебирает узелки пальцами, на каждый узелок можно называть день недели по порядку, времена года, месяцы, членов семьи и др.
Этот узел – дедушка, этот узел – бабушка,
Этот узел – мамочка, этот узел – папочка,
Этот узел – я, вот и вся моя семья.
Можно придумать что-то свое.
Пробки от пластиковых бутылок, бутылки.
Две пробки кладем резьбой вверх, вставляем в них указательный и средний пальцы и «шагаем» по столу, можно ходить пальцами на обеих руках. В бутылках делаем прорези по диаметру пробок и собираем туда пробки, можно сделать по цвету.
Игры с предметами домашнего обихода: крупы, макаронные изделия и др.
Очень широк спектр игр с крупами: их можно разбирать, сыпать, пересыпать, сделать сухой бассейн, накидать туда мелкие предметы и ребенок ищет их.
Достоинством приведенных игр является то, что для их проведения не требуется специальных игрушек и пособий. В этих играх используются подручные материалы, которые есть в каждом доме.