Конспект по непосредственно образовательной деятельности для подготовительной к школе группы
Осень. Урожай
Задачи.
- Вспомнить характерные приметы осени. Предложить детям рассказать о том, что они видели, делали на даче, огороде осенью (выразить свои мысли в связной речи). - Уточнить представления детей о многообразии овощей, об их типичных признаках: узнавать овощи по описанию, различать на вкус. - Обобщить представления о труде людей осенью. - Развивать внимание, воображение детей, упражнять в образовании новых слов(прилагательных от существительных).
Предварительная работа.
Подобрать загадки об овощах, выучить с детьми пословицы об осени.
Оборудование, демонстрационный материал.
Магнитная доска с магнитами, набор картинок с изображением овощей, два обруча(красный и синий),настоящие овощи и квас для приготовления холодника.
К нам осень пришла,
Золотая пришла:
Листопадом и дождём,
Перелётным журавлём!
К нам осень пришла
Нам добра принесла!
В коробью-холста, На гумно-зерна!
У осени, как и у каждого времени года, три месяца. Каждый месяц не похож на другой, и каждый месяц вначале один, а в конце другой. - Дети, как называется первый месяц осени? - Сентябрь(выставляется иллюстрация). В народе сентябрь называют по-разному: хмурень,ревун,рябинник,румянец осени,вечер года. Сентябрь нас радует грибами,брусникой в траве и калиной на кусте. В сентябре ещё много работы на земле. Урожай вырастили, а чтобы его собрать, много надо труда приложить. На смену сентябрю приходит второй осенний месяц-октябрь(выставляется иллюстрация). А по народному календарю-грязник,листопадник,свадебник. Работы на полях и огородах эакончены,можно и свдьбы играть. Последний месяц осени...-ноябрь(выставляется иллюстрация). Древнерусские названия ноября-листогной,полузимник,грудень. Ноябрь-ворота зимы,сумерки года. Про осень так говорят:"Осень-перемен восемь."
Наши дети тоже знают пословицы об осени. Расскажите их.
- Осень идёт и дождь за собой ведёт. - В осеннее ненастье семь погод на дворе:сеет,веет,крутит,мутит,ревёт,сверху льёт и снизу метёт.
- В сентябре лес реже и птичий голос тише.
- В сентябре одна ягода и та-горькая рябина.
- Сентябрь пахнет яблоками,октябрь-капустой
- В октябре ни на колёсах,ни на санях.
- В ноябре зима с осенью борется.
- Ноябрь-сентябров внук,октябрёв сын,зиме родной батюшка.
- В ноябре снега надует-хлеба прибудет.
- Коли ясно, то и осень прекрасна.
- Красна весна цветами, а осень плодами.
- От осени к лету поворота нету.
- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима.
Что было бы с природой,с животными? (Предполагаемые ответы детей:птицы не успеют улететь на юг, звери не подготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться, люди не смогут убрать урожай с полей,садов и огородов.) - Правильно,ребята. В природе всё идёт по плану. Осень-очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы,и насекомые,и звери,и мы,люди,тоже много трудимся,чтобы подготовиться к суровой зиме.
- А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей.)
- Уже в конце лета земледельцы убирают драгоценное зерно с полей,отправляют его в зернохранилище. Будет зерно-будет и мука,будет мука-будут и хлеб,и макароны,и пряники,и пироги.
Позаботился человек о зерне,теперь об овощах пора подумать. В народе говорят:"Пришло время батюшке огору поклониться." Ребята,какие овощи собирают на полях,дачах,огородах? (Ответы детей.) А как в вашей семье хранят овощи? (Ответы детей.)
С конца сентября в деревнях проходили "капустницы"-девичьи посиделки,на которых квасили капусту на зиму. А уже в середине октября,на Покров,завершался сельскохозяйственный год,подводились итоги урожаев. Проходили Покровские ярмарки И чего там только не было! Хочешь покупай,хочешь продавай,а хочешь так ходи,на людей и товар гляди!
Вот я с ярмарки пришла,
Покровской,осенней!
Уж на ярмарке веселье!
Там и пляшут и поют,
И товары продают.
Я по ярмарке ходила,
Овощей там накупила.
Что в корзинке у меня
Слушайте,ребятки,мои загадки про витамины с грядки.(По мере отгадывания загадок,картинка с отаданным овощем выставляется на доске.)
- Этот овощ круглый,крупный,красный,сочный.Его срывают и складывают в ящики. Что это?
- Этот овощ длинный,зелёный,твёрдый,хрустящий. Его срывабт и складывают в вёдра. Что это?
- Этот овощ крупный,круглый,светло-зелёный,хрустящий,у него много листьев. Его срезают ножом и складывают в мешки. Что это?
- Этот овощ круглый,золотисто-жёлтый с зелёными перьями,хрустящий,горький. Его выдёргивают из земли или прость срезают перья. Что это?
- Она длинная,оранжевая,сладкая. Её выдёргивают из земли за хохолок(ботву). Что это?
- Этот овощ овальный,коричневый,твёрдый,растёт под землёй. Его выкапывают. Что это? - Белый,хрустящий,горький. Выкапывают из земли. Что это?
- Красный,зелёный или жёлтыё,удлинённый,бывает сладким и горьким. Что это?
Физкультурная пауза "Съедобное-несъедобное".
Дети становятся в круг.Воспитатель говорит стихотворение,в котором перечисляется съедобное и несъедобное. Если дети услышат съедобное,то должны хлопнуть в ладоши. Тот,кто ошибается поворачивается спиной в круг. Катя,Катя,катерина!
Нарисована картина!
Катя с ярмарки идёт
И корзиночку несёт.
В этой маленькой корзинке:
Два орешка и ботинки,
Макароны,огурцы,
Помидоры и шары.
Кружева,селёдка,
Апельсин и кошка.
В этой маленькой корзинке
Есть печенье и духи.
Кексы,кружево,машинки
- Что угодно для души!
Все овощи разные. Давайте найдём с вами пизнаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии их по форме,цвету,величине,какова на ощупь поверхность.)
Игра "Назови овощ".
- Назови овощ лишний по размеру:горошек,капуста,кабачок.
- Назови овощ лишний по цвету:помидор,огурец,морковь.
- Назови овощ лишний по форме:капуста,горох,огурец.
- Назови овощ лишний по вкусу:лук,чеснок,морковь.
- Назови овощ лишний на ощупь:лук,капуста,помидор.
Овощи и фрукты можно заготовить не только дома,но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилищ. А овощи,которые не могут храниться в свежем виде-отправляют на консервный завод. Там их переработают и сделают вкусные салаты и заготовки для супов. Овощи можно ещё и сушить,а потом использовать для приготовления различных блюд. Спасибо земле-матушке за щедрые дары! Не страшна людям теперь зима лютая.
- Для чего люди выращивают овощи?(Ответы детей.)
- А чем полезны овощи?(Ответы детей.)
Без овощей человеку не обойтись ни дня. Овощи находятся в тарелке обыкновенного картофельного супа.(Показываю схему,перечисляем овощи.) Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.(Рассматриваем схемы.)
Игра "Овощной суп".
На доске выкладываются картинки с изображением названных овощей.
- Суп из картофеля-картофельный.
- Суп из моркови...
- Суп из гороха...
- Суп из лука...
- Суп из свеклы...
- Суп из капусты...
- Суп из томатов...
Все ли овощи одинаковы на вкус? (Детям предлагается закрыть глаза и попробовать сырую и вареную морковь.)
А что полезнее для здоровья сырые или варёные овощи? (Ответы детей.)
Да, для здоровья очень полезно есть сырые овощи,так как в них много витаминов,которые нужны всем детям и взрослым.Варёные овощи вкусны,но не так полезны. Часть витаминов разрушается при варке.
Игра с обручами.
Воспитатель берёт два обруча:красный и синий. Кладёт их так,чтобы обручи пересеклись. Далее объясняет:в обруч красного цвета надо положить овощи,которые едят только сырыми,а в обруч синего цвета-те,которые едят варёными. А тамЮгде обручи пересеклись,должны находится овощи,которые употребляют в пищу и сырыми,и варёными. (Дети берут по овощу и по очереди кладут его в то место,куда считают нужным,объясняя при этом свой выбор.) У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?(Ответы детей.)
Традиция-слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача. То есть традция-это то,что передаётся от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)
Есть традиция отмечать День Рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В России есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы. Во всех странах существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд. У разных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо,которое зависит от того,что выращивают в той или иной стране. Например в Китае выращивают рис и поэтому они много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Ответы детей.)
Какие наши национальные блюда вы знаете? (Ответы детей.)
В России очень любяи щи,про них мы сегодня уже говорили. У русского народа есть и такая поговорка:"Щи и каша-пища наша".
А какой вы знаете русский национальный напиток,который хорошо утоляет жажду? (Квас.) Вот сейчас мы с вами попробуем приготовить русское национальное блюдо-холодник или окрошку. Нам понадобятся овощи:квашеная капуста,зелёный лук,укроп,солёные или маринованные грибы,свежие огурцы.(Все овощи заранее помыты и порезаны.) Их мы выкладываем в большую миску,добавляем варёные яйца,соль и сахар по вкусу. Всё смешиваем,добавляем квас и сметану. Пробуем.
Всем, кто нас видел,всем,кто нас слышал,доброго здоровья и низкий поклон!
Используемая литература.
- Ивашкевич Н.П. Простые блюда старой русской кухни.-Энергоатомиздат.С-Пб.,1992.
- Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи.Временагода.Лес.Грибы.
-Издательство Айрис-Пресс,2009.
- Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.Справочник школьника.
-ООО "Издательский дом "Литера".С-Пб.,2007.
- Шорыгина Т.А. Овощи.Какие они? Книга для воспитателей,гувернёров и родителей.
-Издательство "Гном и Д",2009. Знать хотите,дети?