Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Почему возник  вопрос об одаренных детях?

Для отечественной педагогики проблемы обучения одаренных детей не существовало вплоть до конца восьмидесятых. Провозглашался лозунг: «Неспособных детей у нас нет!». Идеология советского государства не допускала дифференциации людей по принципу умственных способностей. В последнее время термин «одаренность» в России вновь получил общественное признание. Так же, как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей.

Много ли в нашей стране одаренных детей?

– С одной стороны, 90–99%. А с другой – меньше полпроцента. Если говорить об особой одаренности, которая связана с особой личностью, с особыми задатками – это доли процента, такие дети рождаются очень редко. А если это одаренность, которую можно развить, так называемая нормальная одаренность, если правильно развивать ребенка (мы говорили о любви матери и т. д.), то ею обладает очень большая часть здоровых детей,-В.С. Юркевич.* Отсюда напрашивается вывод: нужны определенные условия для развития нормальной одаренности.

Почему возник этот вопрос об одаренных детях?

Общество слабеет, если в нем по ряду причин дает сбои механизм передачи от поколения к поколению ценностных норм и установок, знаний и навыков, источником которых всегда оставалось творчество талантов и гениев всех времен и народов. Воспитывая юные таланты, мы способствуем движению человеческого общества к прогрессу. Вступая в духовный  контакт с личностью  гения науки, одаренный ученик при тактичной помощи учителя  сможет испытать  то чудное резонансное воздействие, при котором его талант  стряхнет  с себя ранее сковавшие его путы и заявит о себе во всей  своей открытости, полноте и силе.( Щербаков Р.Н.Педагогика 8-2011)

А если врожденная одаренность не получает правильного развития, попадает в среду, которая не развивает, а разрушает его способности, то мы можем потерять не только целое поколение, но и общество вообще, так как происходит   воздействие  информационной среды на дебилизацию общества.

Почему произошел сбой механизма передачи от поколения к поколению ценностных норм и установок, знаний и навыков? Изменение политики и среды.

Изменилась страна, нравственные ценности стремительно разрушаются, вся система строится на навязывании населению веры во всесилие денег. Разрушены фундаментальные устои семьи, например по количеству разводов на 1 тыс.жителей наша страна занимает 1 место в мире среди стран с развитой и переходной экономикой, за последние 15 лет число сирот возросло более чем на  75%  и т.д. (Юревич А.В.Нравственное состояние современного российского общества.М.,2010)

Системы образования разрушается медленнее. Тесты психологов показывают резкое падение детей к труду, к соблюдению дисциплины. Исчезает сострадание, взаимопомощь. Возрастает душевная черствость, жестокость, стремление к подавлению окружающих на пути к личному успеху Вместо педагогической цели образовательным учреждениям навязана цель предпринимательская, коммерческая. .(данные согласуются с экспертными оценками ряда коллег-членов Совета ректоров Санкт-Петербурга)-А.С. Запесоцкий.

В статье А.С Запесоцкого рассматривается решающая роль СМИ в вопросе социализации молодежи. Семья, переживает кризис, полуразрушенное коммерциализацией образование, отказавшееся от воспитательной работы и отдавшее процессы социализации молодежи СМИ. Телевидение, рекламы и развлекательные программы, направляют молодежь в сферу потребления, формируют «человека потребляющего».

Федеральные каналы Центрального телевидения с 1990-х годов превратились в информационное поле формирования всего духовно-нравственного пространства страны. Система ценностей, отношения к жизни и отдельным явлениям, структуры интересов, мотивация к той или иной деятельности, бытовое поведение и т.д.—все то, чем занимались родители, педагоги, профессора, деятели культуры и искусства, выдающиеся писатели, всё берет телевидение. Оно «фактически  контролирует всю нашу культуру, пропуская её  через свои фильтры… повышает  ценность одной идеи, обесценивает другую…. то, что  не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияние  на развитие общества,»- эти слова  были сказаны  исследователем  о западном телевидении около 40 лет назад, но сегодня они ещё актуальны по отношению к российской современности.[2]

В итоге молодежи навязан радикальный разрыв с предшествующими поколениями. Главное в этом -это отрицание или игнорирование прошлого, в основе этого лежат не базовые ценности российского общества, коренящиеся в толще веков отечественной культуры, а  субкультурные образования типа гламура. Анализ актуального контента позволил Н.Д.Никандрову в качестве примеров сформулировать ряд мировоззренческих постулатов, активно внедряемых в сознание молодежи:

·        Рынок правит миром, причем не только в экономике, но и во всех взаимоотношениях людей;

·        Культ красивой жизни, богатства вообще и денег в частности естественен и необходим, воспитание разумных потребностей- пережиток коммунистических времен, высшие духовные потребности- либо от скудности, либо от глупости;

·        Негатив и зло в мире преобладают над добром

·        Наш мир есть мир  насилия (физического, военного, сексуального, психологического)

·        Основной(сексуальный) инстинкт- действительно основа всего

А если задуматься, какое значение имеет влияние на подрастающее поколения содержание рекламы?

Для ребенка реклама - прежде всего самая простая модель знакомства с обществом, она развлекает, очаровывает, играет с ним. Современная реклама меняет представление о приемлемом социальном поведении, легко увидеть, как активность масс молодежи в России искусственно направляется в сферу потребления и развивает клиповое мышление. Реклама (двигатель торговли) становится  идеологией  потребления и проектирует и формирует нужного ей человека-«человека потребляющего»

Таким образом, в стране строится общество, которое быстро учиться потреблять, но всё хуже умеет производить. Отметим, что советская система стремилась создать человека-творца, личность творческого типа, а вот  переход к воспроизводству «человека потребляющего» не даёт возможность реализовать не только какие-либо инновации в  развитии общества, но и реализоваться  как дееспособная личность.

Кроме средств массовой информации на формирование ребенка влияет и некачественное питание, неправильная организация режима дня, и отсутствие свежего воздуха, и перенасыщении потока информации, и  приобщение детей к компьютерным играм - всё это  у детей появляется нервозность,  гиперактивность и быстрая утомляемость.

Однако, нельзя говорить об обществе однозначно, понимающие родители и успевающие уделить своему ребенку время поддерживают и развивают способности детей, но не всегда дети могут реализовать свои способности на выходе из школы. К сожалению, есть немало примеров, молодежь получив прекрасное образование с прекрасными способностями не может найти работу и приходиться или переучиваться или заниматься не той деятельностью, к которой есть способности. Очевидно несовершенство системы организации трудовых мест, нет взаимодействия между рынком труда и учебными заведениями, которые выпускают специалистов в никуда.

Главная цель государства – процветающая экономика, но экономические успехи невозможны в условиях аморальности и без  молодежи, без возможности участия молодежи  в общественной жизни, основанной на фундаменте  отшлифованной  тысячелетиями исторического развития нравственности, культурных традициях своей страны, ценностях, передаваемых от старших к младшим. Поэтому важная задача государства-это воспитание молодежи на культурных традициях и ценностях.

         Возникающий вопрос об одаренных детях, на мой взгляд, это привлечения внимания к проблемам будущего нашей страны, к проблемам воспитания и образования молодежи в условиях изменяющегося общества, в котором молодой человек не сможет выжить не имея, определенных знаний, умений и навыков, а главное таких качеств активной личности, которая умеет  креативно  мыслить и действовать. Главное не потерять на пути развития личности подростка одаренность, а развивать её, поддерживать и дать каждому ученику реализовать свои возможности для пользы общества. Так, например, ещё Ломоносов в своей педагогической теории об одаренности говорит о  наличие заложенного таланта в каждом ребенке. Надо только установить какими  способностями он обладает. Надо учитывать возрастные особенности, индивидуальный  подход к детям и строить процесс с учетом их природных способностей и склонностей, принимая во внимание особенности их личных качеств, применительно к их возрасту. Целью воспитания он считал формирования патриота. Стержнем, которой является высокая нравственность, любовь к науке, знание, трудолюбие, бескорыстное служение  на пользу Родине.[3]

Прошли столетия. Поставленная  проблема ранней диагностики природных способностей детей  по-прежнему стоит неразрешенной и перед обществом   нашего века, остается одной из ведущих современных проблем педагогики и психологии.

 Как происходит  забота об одаренных детях сегодня?

Предлагаются определенные правила поведения с детьми, как для педагогов, так и для родителей - это прекрасно, что для каждого участника образовательного процесса вырабатываются определенные правила поведения для развития одаренных детей. Но существуют проблемы, которые невозможно решить только усилием педагогов и родителей, необходимы и ряд конструктивных преобразований, а именно:

-невозможно реализовать личностный подход учителя к ученику, если не изменить нормы наполняемости в классах (попробовал бы кто-нибудь из чиновников кто придумал такие нормы 30 человек, провести индивидуально-личностный подход). Очень часто сравнивают нашу систему образования с Западом или США, заимствуют у них  модели преподавания, однако, не все они подходят для нашей системы, да и нужны ли они? На сколько они эффективны в наших условиях?...

В нашей стране был опыт деление учеников по принципу умственных способностей, на мой взгляд, ни к чему они не привели, просто вешался ярлык целому классу и многие учителя имели предвзятое отношение к ученикам. А других искусственно возвышали, а интерес к учебе у всех только утрачивался как со стороны учеников, так и со стороны учителей.

Но есть  Педагоги, которые  каждый день совершают  подвиг, несмотря на весь негатив в обществе учат и воспитывают детей, не делят учеников, а пытаются в каждом ученике разглядеть одаренность и поднять его на высокий уровень.

Одаренность— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

ž   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Сочетание трех характеристик:

žИнтеллектуальные способности, превышающие средний уровень

žТворческий подход

žНастойчивость

Существует несколько типов одаренности

žИнтеллектуальная \ Академическая. Одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

žХудожественно-эстетическая. Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.

žПсихомоторная. Одаренность в ремеслах, спортивная.

žЛидерская \ Социальная.

žДуховно-ценностная деятельность — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Типы одаренностей бывают разные, таким образом, необходима забота об одаренных детях сегодня, так как это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Вывод:

 Вопрос об одаренности возник не случайно. Общество слабеет, если в нем по ряду причин дает сбои механизм передачи от поколения к поколению ценностных норм и установок, знаний и навыков, потеря нравственности и культуры, нравственные ценности стремительно разрушаются, вся система строится на навязывании СМИ населению веры во всесилие денег,

Строится общество, которое быстро учиться потреблять, но всё хуже умеет производить, происходит  воспитание «человека потребляющего», только потребляющий человек не может созидать, постулаты СМИ приводят к дебилизации  общества.

Очевидно несовершенство системы организации трудовых мест, нет взаимодействия между рынком труда и учебными заведениями, которые выпускают специалистов в никуда.

Главное задача в воспитании не потерять на пути развития личности личность, распознать одаренность, развивать её, поддерживать и дать каждому ученику реализовать свои возможности для пользы общества, для укрепления нашего государства, а особо одаренные ученики станут двигателем науки, культуры и социальной жизни завтра.

 

 

 

Литература

 

1.                   http://sdo-journal.ru/sdo/info/13298.html

 кандидат психологических наук, профессор В.С. Юркевич: «Важно, чтобы у ребенка        сохранилась потребность в умственной деятельности»

2.                   Педагогика 9.2011. Запесоцкий А.С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России. Стр. 3-14

3.                   Педагогика 8.2011. Щербаков Р.Н. Уроки Ломоносова для одаренной личности. Стр. 15-22

Список литературы в интернете

1.                   Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я
М.: Академический Проект, 2006. - 144 с.

2.                   Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие).
М.: Вузовская книга. 2001. - 131 с. . Пути развития одаренности ученика в экспериментальной школе
2.1 .Характеристика авторской школы и основных
направлений ее деятельности
2.2 Особенности личности и роль педагога
в развитии одаренности

3.       Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности
М.: Сфера , 1999. — 192 с.

4.       Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать
М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.

5.       Одаренные дети
М.: Прогресс, 1991.—376 с. //Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого

6.       Одаренный ребенок
М.: Международный образовательный и психологический колледж /Под ред. О.М.Дьяченко.- М.:Международный образовательный и психологический колледж, 1997.-140с.

7.       Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность
М.: Просвещение , 1996 - 136 с. Учебная литература.

8.       Программа «Одаренный ребенок»
М.: Новая школа , 1995. – 64 с.

9.       Психологический тренинг для выявления одаренности
М.: Молодая Гвардия. 1997 - 278 с.

10.    Психология одаренности детей и подростков
М.: Academia /Под. ред. Лейтеса Н.С. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ACADEMA. 2000. - 332 с.

11.    Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста
Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой. М. Серия «педагогическая диагностика», 1996.

12.    Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие
Феникс , 2006. - 112 с.

 

Список литературы по теме: «Одаренность»

1.       «Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.

2.      «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

3.      «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.

4.      «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

5.      «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

6.      Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

7.      Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

8.      Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.

9.      Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

10.  Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

11.  Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

12.  Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

13.  Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»