Воспитатель ГБДОУ детский сад № 21 Василеостровского района Бем О.А.
Режим – это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. В режим детского сада включены различные виды деятельности детей. В младших группах больше времени отводится на выполнение процессов кормления, сна, гигиенического ухода, в группах старшего возраста увеличивается время на образовательную деятельность, игру, но основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, общее время прогулок, ночной сон остаются неизменными. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заранее настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется эффективно, не вызывает утомления.
При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его состояние например, период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, условия жизни дома, время года. В течение суток активность и работоспособность ребенка также не одинакова. Они повышаются с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00 и снижаются с 14.00 до 16.00. Не случайно деятельность, вызывающая утомление детей планируют в первую половину дня. Активность и работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это объясняется двухдневным пребыванием в домашних условиях, когда режим часто нарушается. Наибольшая работоспособность приходится на вторник и среду, а с четверга вновь уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. К числу мер по предупреждению усталости можно отнести: увеличение двигательного компонента, переключение на разные виды деятельности, рациональное распределение нагрузок в течении недели. При составлении сетки совместной деятельности в детском саду следует учитывать, что сочетание двух динамических, а также двух однотипных статических видов деятельности нерационально. В понедельник целесообразно первым провести физкультуру. На вторник и среду следует планировать более трудную деятельность. Физкультура, проведенная в четверг, повысит работоспособность детей не только в этот день, но и на следующий. Но как бы целесообразно ни строился режим, показатели биологической активности ребенка в течение суток неизбежно снижаются. Это диктует необходимость смены деятельности состояния бодрствования на сон.
Сон– это очень сложное явление. Он восстанавливает функциональное состояние нервной системы, недосыпание может явиться одной из причин возникновения неврозов у детей. При недостатке сна 1,5 часа в сутки выносливость нервных клеток ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности. Укладывание ребенка в строго определенные часы вырабатывает системность (стереотип). Исследование показало, что полное торможение наступает только во 2-й, а то и в 3-й периоды сна. Вот почему необходимо оберегать сон детей на всем его протяжении. При организации сна учитываются следующие правила:
1. В момент подготовки ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 минут до сна.
2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов
4. Для быстрого засыпания используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.
5. В помещение, где спят дети, должен постоянно поступать свежий воздух, ускоряющий наступление сна и поддерживающий его физиологическую глубину и длительность.
Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5 – 10 минут полежать, но не задерживать их в постели.
Обязательный компонент режима – прием пищи, организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах 4-х часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает хороший аппетит. Если ребенок отказывается от пищи, не надо его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать. Нужно создавать условия, при которых появится желание принимать пищу. Следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола.
Прогулка– это компонент режима, дающий возможность детям удовлетворить свои потребности в активном движении на 50 % от суточной потребности. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Прогулка, как правило, включает: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу по развитию физических качеств. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной и привлекательной, обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. При организации игровой деятельности следует ориентироваться на следующие гигиенические рекомендации. В утренние часы предлагать воспитанникам играть индивидуально или маленькими группами. Самостоятельные игры создают спокойное, радостное настроение. Перед физкультурным и музыкальным занятием и непосредственно после них – спокойные игры. Не следует детям разрешать играть перед сном в подвижные игры, так как нарушается глубина сна. Не целесообразны они и перед приемом пищи, так как резко снижается секреция пищеварительных соков, ухудшается аппетит и усвояемость пищи.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность в семье. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду.