Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологическое образование детей
старшего дошкольного возраста

На материале ознакомления с комнатными растениями

 

Домингуш Женге Наталья Борисовна,
воспитатель ГБДОУ №125
Центрального района Санкт-Петербурга

В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Растительный мир - главный компонент биосферы, собственно, и возникший - то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биооргапического вещества на Земле. Любое зеленое растение прежде всего выполняет свою космическую роль, заключающуюся в том, что, используя энергию солнечного луча и такие широко распространенные элементы, как вода и углекислый газ, создает органическое вещество своего тела и выделяет в атмосферу кислород. Человек дышит воздухом, содержащим кислород, который за миллионы лет накопил в атмосфере растительный мир. Это, можно сказать, ведущая функция зеленого растения, основа для поддержания природной среды в жизнепригодном состоянии. Немаловажна и эстетическая сторона использования растений. Культивирование их позволяет людям приблизить к себе мир живой природы, тягу к которому все в большей мере испытывают горожане. Природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия, понятие это стало этической категорией философии и культуры.

1. Растения в доме и их разнообразие.

Где бы мы ни жили – в центре города или в сельской глубинке,
комнатные растения украшают нашу жизнь. В них есть то, чего лишены неодушевленные предметы, обычно нас окружающие. Растения не только красивы, но и изменчивы, как все живое.
Они помогают справиться со стрессовыми ситуациями. Растения поглощают пыль, очищают воздух, а так же могут использоваться как лекарственные растения.
Нужно помнить, что когда мы выбираем растения для группы, нужно обращать внимание не только на привлекательный внешний вид, но, и подходят ли те условия, где будет находиться растение с его требованиями.

Знакомя детей с разными видами комнатных растений необходимо
обращать внимание на окрас и рисунок на листьях, на разные оттенки зеленого цвета. Таким образом, можно развить наблюдательность у детей. Особое место занимают красивоцветущие растения. Ребенок в силу своих психологических особенностей не видит этого. Он не замечает того изящества и красоты растения, которое видит взрослый.
Педагог может помочь ребенку увидеть эту красоту, что каждое растение – это чудо природы и каждый цветок красив по своему.
Педагог должен дать понять ребенку, что декоративные качества
растения, его насыщенность окраски, цветения полностью зависят от людей. Какие условия человек создаст растению, так растение и отреагирует своим внешним видом и цветением. Поэтому, ухаживая за растениями, ребенок должен знать, что внешний вид растения полностью зависит от него. Таким образом, воспитывается чувство ответственности. Знакомя с комнатным растением, педагог обязательно называет его. Но многие растения имеют еще и народное название. Ребенку иногда легче запомнить растение по народному названию. Его легче объяснить и можно придумать сказку или историю об этом растении. Так же нужно отметить, что при знакомстве с многообразием комнатных растений необходимо использовать не только творческую, но и практическую деятельность. Можно предложить детям зарисовать свои наблюдения за комнатными растениями. Каким оно было 2 недели назад, каким неделю назад, и какое оно сейчас. Что и как изменилось. Не в коем случае нельзя есть или пробовать яркие красивые плоды комнатных растений. Они могут быть ядовитыми. Хотя содержание яда в них не смертельное, но все же они могут вызвать некоторые неприятные явления в организме.

2. Уход за комнатными растениями.

Каждому растению для нормального развития требуются определенные условия, а некоторые в этом смысле очень привередливые.

Освещение.

Всем растениям для нормального роста и развития нужен свет, т.к.
только на свету происходит процесс фотосинтеза, в ходе которого растение вырабатывает необходимые ему питательные вещества. В темноте фотосинтез прекращается, и питательные вещества не образуются. Освещенность в разных частях комнаты не одинаковая.

Температура.

Каждое растение хорошо себя чувствует при определенной температуре, однако для основной массы наиболее популярных комнатных растений вполне благоприятна температура +15 – 20 градусов по Цельсию. Ряд растений, например комнатные однолетники, предпочитают более низкую температуру – в теплом помещении они быстро отцветают. Другие, к примеру, кактусы и прочие суккуленты, будут цвести только в том случае, если зимой им был обеспечен период покоя. Когда температура в комнате
поднимается выше обычной, многим растениям требуется более
интенсивный полив. В теплом, сухом воздухе листья испаряют много влаги, в результате земляной ком быстро иссушается, что в свою очередь, заставляет корни интенсивнее отсасывать из земли скудную влагу.

Полив

Вода необходима всем растениям для нормальной жизнедеятельности: для образования питательных веществ в процессе фотосинтеза и для получения из почвы в растворенном виде тех веществ, которые растения не могут вырабатывать сами. Если растение не получает воды или же получает ее чрезмерно много, оно погибает. Учитывая все необходимые условия, для роста и развития растений мы будем знакомить детей правилам ухода за комнатными растениями по следующему плану:
1. Родина растения и климат, в котором оно растет в естественных
условиях.
2. Месторасположения растения в зависимости от освещенности и
температуры.
3. Полив растений.
4. Питание растений, его подкормка.
5. Рыхление, мытье и удаление пыли с листьев.
Для проведения таких занятий необходимо приготовить нужный
инвентарь: лейки, тазы, клеенки, тряпочки, палочки для рыхления почвы, фартуки для детей, которые они надевают во время работы.
Так же необходимо приучить детей после работы убрать, вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду, убрать инвентарь на место. На таких занятиях у детей формируется культура труда и навыки. Для того чтобы научить детей правильно ухаживать за
растениями, нужно поставить некоторые опыты, а затем закрепить
выявленные особенности в играх с моделями. Для выявления потребности растения в свете, педагог должен обратить внимание детей на тонкие и зеленые листья.

Освещение и требования растений к свету.

По отношению к интенсивности света комнатные растения делятся на три группы: (Марковская М.М.)
- Светолюбивые растения, к ним относятся афеляндра, герань, кактусы, эхмея полосатая, абутилон (комнатный клен), ананас крупнохохролковый, колокольчик, каллизия изящная и др. Это растения со светло-зелеными или листьями (исключение папоротники). Если растению не хватает света, то стебли вытягиваются, листья становятся меньше по размеру, позже
они желтеют и даже могут побелеть.
- Теневыносливые растения, такие растения могут расти и при освещении и при легком затемнении, к ним относятся аспарагусы, хлорофитумы, плющи, циссус, циртомиум серповидный, цикламен и др. На освещенных участках они быстро достигают декоративности, а в затемнении продолжительнее цветут. Это растения с темно-зелеными листьями.
- Тенелюбивые растения, такие растения хорошо произрастают при
неполном освещении. К ним относится аспидистра, традесканция,
папоротники, давалия канарская, фикус крохотный, фиттония вершафельта, араукария разнолистная и др.

Воздушный режим.

В жизни растений большую роль играет воздух. Поэтому, нельзя допускать, чтобы воздушные промежутки между частицами почвы на продолжительное время заполнялись водой. Для поддержания почвы в таком состоянии необходимо ее рыхлить, для этого используют деревянные палочки с тупыми концами
(чтобы не повредить корни. Рыхление проводят во влажном состоянии почвы (иначе можно повредить корни), но не сразу после поливки (на палочку могут налипать кусочки земли). В помещениях растения часто покрываются пылью. Пыль вредна, так
как портит внешний вид растения. Поэтому периодическая обмывка листьев от пыли крайне необходима, а зимой не реже одного раза в месяц. Обмывают растения обычно теплой водой с небольшим количеством мыла. Каждый лист протирают с верхней стороны ваткой, смоченной в мыльном растворе. Вначале такой работы лучше всего предложить детям растения с широкими плотными листьями. Мелкие растения, которые можно поставить в раковину, обмывают струей теплой воды, предварительно закрыв пленкой землю в горшке.

3. Размножение комнатных растений.

Существует два основных способа размножения комнатных растений: семенами (медленный, довольно хлопотный процесс, в результате которого можно получить слишком много растений, либо, что хуже не одного) и черенками – так называемое вегетативное размножение: черенкование, отрезками корневищ, воздушными отводками, отпрысками, усами, отводками, луковицами и другое. Семенное размножение применяют редко т.к. многие растения в комнатных условиях не цветут. Сроки посева семян различны. Для прорастания семян особенно важны такие факторы, как влажность и температура. В результате обогащения водой семена набухают. После появляется основной корешок, затем семядоли и придаточные корешки. Для вегетативного размножения можно использовать практически любую часть растения: листья, стебли, отводки; можно размножить растение делением куста. Вегетативный способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Вегетативное размножение имеет общие принципы:
1. Работать всегда только с чистыми инструментами.
2. Нельзя касаться места среза.
3. Поверхность среза должна быть ровной, иначе может начаться
гниение.

Детки.

У некоторых растений на листьях (каланхое), усах (хлорофитум,
камнеломка) или столон (разновидность корневища не накапливает
питательные вещества и быстро отмирает) образуются детки. Они часто уже на материнском растении имеют корни, так что их можно просто отделять и сажать в горшок.


Список литературы

1.  Алексахина Е. М. Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию дошкольников и младших школьников. – М.: Прометей, 1996.

2.  Боровсакая Л. А. Город и растения. ж-л Начальная школа, 1993 N11, с. 57.

3.  Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. – Л.: Детская литература, 1970.

4.  Гилберт Р. Комнатные растения. Практическое руководство. – М.: Дорлинг Киндерсли, 1997.

5.  Гортинский Г. Б. Яковлев Т. П. Целебные растения в комнате. – М.: Высшая школа, 1993.

6.  Двораковский М. С. Экология растений. – М: Высшая школа, 1983.

7.  Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста //Начальная школа, 1998 N6, с. 24.

8.  Журкова Е. Н. Ильина Е. Я. Комнатные растения /Справочная книга для учителя/ - М., 1968.

9.  Изучение комнатных растений в начальной школе /рекомендации в помощь учителю начальных классов./ - Саратов, 1973.

10.  Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

11.  Рубинчикова Т. И. Размножение комнатных растений. //Начальная школа, 1982 N3, с. 36.

12.  Сторожицкая Н. С. Комнатные растения в живом уголке и опытная работа с ними. – Саратов, 1956.

13.  Тавлинова Г. К. Цветы в комнате и на балконе – Ленинград, Агропромиздат, 1985.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»