Ребенок и сказка
Шадрина Инна Юрьевна
воспитатель ГБДОУ детский сад №15
Санкт-Петербурга
Проблема: веками накопленный опыт предыдущих поколений передавался через народные сказки. Современные дети зачастую лишаются возможности, общения через сказку.
Актуальность проблемы заключается в том, что детям нужна помощь в адаптации к нашей суровой жизни.
Чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.
В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Однако малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха. Символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем принять опыт героев как свой собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.
В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты”, – так можно перефразировать известную пословицу. Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь ребенку. У малыша есть сказка, которую он любит слушать часами? Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы. Иногда ребёнок раз за разом просит прочитать одну и ту же сказку. Для родителей это сигнал того, что некая ситуация его особенно интересует или тревожит. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять ребенка. Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые задачи.
С помощью сказок можно воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т.д.
Традиционно сказки передавались из уст в уста, поэтому часто видоизменялись в зависимости от ситуации и рассказчика. Хороший родитель, как правило, часто придумывает свои собственные сказки, и именно они запоминаются детям лучше всего.
Правильная детская сказка обязательно должна иметь хороший конец.
Слушая сказки, ребёнок пополняет свой словарный запас.
Развивает фантазию, особенно если давать возможность малышу самому придумывать продолжение истории.
Дарите сказку детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения.