Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ДЕТСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ?

 

Шереметьева Елена Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №18 Кировского района Санкт-Петербурга

 

          Нет таких детей, которые ничем совершенно не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребенка на те предметы и явления окружающего, которые захватили его ум и воображение. Интерес - это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничегонеделания. Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо…

           Посидеть спокойно для Гриши настоящее наказание. Зато изображая шофера, он может долго просидеть на стуле, держась за «баранку». А вот он стоит на часах. Как он подтянут, терпелив, суетливости как не бывало. Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению новых знаний и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта. Как отвечать на детские «почему», чтобы интерес не угасал, а развивался? Недопустимы приблизительные или неправильные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения. Конечно, не все детские «трудные вопросы» требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять, когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут об этом на уроке.» Следует иметь ввиду и другое: не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить малыша вопросом на вопрос: «А как ты думаешь - почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать. У детей 5-6 лет при целенаправленном воспитании начинает проявляться избирательное отношение к деятельности. У них есть занятия любимые и нелюбимые. Взрослый должен видеть к чему дети тянутся, чтобы затемих интересы организовать определенным образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались и становились сознательными. Тут нужно поменьше словесности, нужно побольше живого дела. Более успешно происходит развитие у детей интереса к деятельности в обстановке деловитости.

        Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.... Мерный детский говор, отсутствие шума и беготни создают иллюзию общей занятости. Однако первое впечатление может быть ошибочным, особенно если присмотреться попристальнее, кто чем занят. Случается, что время отдельных детей заполняется самым обычным тихим ничего, неделаньем: они пассивно наблюдают, переходя от одной группы играющих и занимающихся к другой. Такие дети как - будто бы никому не мешают, не шумят, не конфликтуют, не надоедают вопросами, шалостями. ЭТО «удобные дети», как называл их польский педагог Януш Корчак, «которым и одиночество не слишком надоедает, да и в деятельности они не нуждаются.» Случается, что ребенок длительно наблюдает за игроками и занятиями сверстников, а сам не принимает в них участия. Это не всегда признак отсутствия интересов. Ведь то, что он внешне бездеятелен, не мешает ему активно мыслить, всматриваться... Он как бы накапливает сведения, навыки умения, необходимые ему для воплощения замысла. Кстати, нельзя не учитывать и других причин, заставляющих иногда ребенка оставаться пассивным, - робость, неуверенность в своих возможностях, отсутствие навыков и знаний. Только глубокое понимание причин, в силу которых воспитанник в данный момент занимает позицию наблюдателя, дает возможность педагогу сделать правильные выводы о наличии у него интереса. ... Валерик подолгу простаивает возле ребят, которые что - то складывают, склеивают, мастерят. Но сам не решается взяться за работу. «У меня не получится!» - вздыхает он с сожалением и отходит в сторону, когда ребята просят его помочь. Заметив заинтересованность мальчика, воспитатель предлагает: «Хочешь сделаем лодку, как у Вадика?» Пойдешь гулять, будешь пускать ее в ручейке». Перспектива заманчива. Однако мальчик отказывается по той же причине: «Не умею. Никогда не делал - не получится». - С первого раза не у каждого получается, давай помогу. И вот наконец... незамысловатая игрушка - самоделка готова, но сколько радости она доставила ребенку! Главное же - взят барьер нерешительности. А терпение воспитателя и время делают свое дело - теперь мальчик часто берется за дело, вместе с другими ребятами клеит, режет, рисует, играет. А когда что-то не удается воспитатель незаметно помогает, подсказывает. Задача воспитателя - подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. От интересного к обязательному - таков путь развития умения ребенка преодолевать трудности.

          Интерес является одним из стимулов мобилизации воли. В этой связи психолог П.А. Рудик подчеркивает: «Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, любопытству. Между тем психологическая структура интересов как черт личности обязательно содержит в себе следующие три стороны: а) повышенный уровень знаний в интересующей человека области; б) практическая деятельность в этой области; в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью. Чувство удовлетворения свойственно всякому истинному интересу, но не само по себе, а как органически связанное со знаниями и практикой». Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное - увлекательным, трудное и малопонятное - доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов - принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно-воспитательную задачу не решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых - к устойчивым, от поверхностных — к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредованным.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»