Методическая разработка
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию детей средней группы
В гостях у белочки
Родина Ирина Игоревна,
воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад №64
комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Цель: Развитие познавательного интереса к миру природы.
Задачи: 1. Уточнить первоначальные представления детей о типичных признаках осени: дождливо, пасмурно, листья желтеют, краснеют, падают на землю и т.д.
2. Расширять представления детей о деревьях (клен, береза), о строении дерева (корни, ствол, ветки, листья), функциях и назначении частей дерева.
3. Расширять знания о жилищах лесных обитателей (белка – дупло, медведь – берлога, птица – гнездо).
4. Развивать фразовую речь через построение простых предложений; побуждать высказывать свои мысли полными предложениями.
5. Активизация словаря: березовый, кленовый, легкий, тяжелый, бельчата и т.д.
6. Воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости.
Предварительная работа:
1. Наблюдения в живой и неживой природе (признаки осени, сходство и различие деревьев); рассматривание иллюстраций об осени, о жителях леса;
2. Дидактические игры «От какого дерева листок», «Когда это бывает», «Путаница», «Найди такой же», «Встань к дереву с толстым (тонким, белым) стволом / с красными ягодами», «Кто где живет», «Чей малыш?», «Волшебные превращения» (живое моделирование);
3. Чтение художественной литературы; М. Ивенсен «Падают листья», К. Бальмонт «Осень», потешка «Сентябрь осень начинает…»;
4. Художественно-творческая деятельность: лепка плоскостная коллективная «Осенний лес», аппликация «Листопад», рисование «В гостях у осени», раскрашивание иллюстраций на осеннюю тематику.
Материал и оборудование: кукла «би-ба-бо» Белка, искусственные деревья (береза, клен), иллюстрации «Лес», «Море», «Здание», два обруча, картонные листья: маленькие и большие красные кленовые, желтые березовые, листья разные деревьев (собранные заранее), таз с водой, камушки разного размера, «мусор»: фантики, пластиковые бутылки. Газета и др., перчатки тканевые на каждого ребенка, мешок для мусора.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
I часть.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел? Ответы детей
Белочка: Ребята, помогите мне, пожалуйста: я заблудилась, не могу найти свой дом.
Перед детьми на столе лежат иллюстрации: море, лес, здание.
Воспитатель: Ребята, где живет белка? Ответы детей.
Воспитатель: А почему ты так думаешь, что белка живет в лесу? Ответы детей
Воспитатель: А кто еще живет в лесу? Ответы детей
Воспитатель: А каких одним словом можно назвать этих животных, какие они? Почему вы так решили?
На столе перед детьми раскладываются изображения гнезда, дупла, берлоги.
Воспитатель: А как называются эти домик? Ответы детей.
Воспитатель: А кто живет в берлоге? Кто живет в гнезде? А как называется домик белки?
Ответы детей.
Воспитатель открывает дупло, в котором сидят бельчата.
Воспитатель: Посмотрите. А кто ждет белочку дома? Ответы детей.
Белочка: Вы такие молодцы, так много знаете! С вами очень интересно! Приглашаю вас к себе в гости в лес!
Воспитатель: Спасибо, белочка! Ребята, мы сейчас отправляемся в осенний лес, но путь туда очень далек. На чем туда можно добраться, как вы думаете? Ответы детей.
Воспитатель: Садимся на поезд и отправляемся в путь!
Подвижная игра «Поезд»
2 часть.
Перед детьми два дерева: клен с красными и желтыми большими и маленькими листьями, береза с желтыми маленькими и средними листьями.
Воспитатель: Посмотрите как красиво в лесу! Кто догадался, какое сейчас время года? Ответы детей.
Воспитатель: А какие красивые деревья в лесу! Кто знает, как они называются? Ответы детей.
Воспитатель: Как называется лист березы? Как называется лист клена? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем с белочкой. Белочка любит прыгать с дерева на дерево. А мы с вами умеем превращаться в деревья! Белочка, хочешь посмотреть?
Белочка: Да.
Игра «Живое моделирование»
Дети делятся на две группы по пять человек. В каждой группе 1 ребенок «превращается» в корень, 1 ребенок изображает ствол, 1 ребенок изображает ветки, двое детей – листочки-ладошки).
Воспитатель: Петя и Саша, вы кто?
Дети: Корни.
В.: Где вы находитесь?
Д.: Под землей (в земле).
В.: Что вы делаете?
Д.: Водичку пьем, дерево крепко держим.
В.: Маша, Петя, а вы кто?
Д.: Ствол.
В.: А что вы делаете?
Д.: Воду веточкам передаем. Веточки выращиваем.
В.: Ствол, а чем ты покрыт?
Д.: Корой.
В.: Для чего тебе кора?
Д.: Защищаться от жуков.
В.: Лена, Андрей, а вы кто?
Д.: Ветки.
В.: А что ветки делают?
Д.: Водичку веточкам передаем. Из почек листочки выращиваем.
В.: Саша, Лиза, Аня, Надя, а вы кто?
Д.: Листочки.
В.: А что вы делаете?
Д.: На солнышке греемся, шуршим, зеленеем, желтеем, краснеем, опадаем.
Белочка: Ой, какие волшебные деревья выросли в моем лесу. Я сейчас по ним попрыгаю.
Белочка «прыгает», по «веточкам»
Белочка: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А теперь мы с вами все превратимся в осенние листочки!
1,2,3 – в листочки превратись!
Игра «Осенние листочки».
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы листики осенние
На веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Белочка: А теперь, ребята, давайте поиграем в мою любимую игру «два обруча».
Посмотрите, сколько опавших листьев, возьмите каждый по листочку. Спрашивает у нескольких детей: …, у тебя листочек какого цвета? Какого размера? С какого дерева?
Ответы детей.
Белочка: Давайте разложим листья по обручам; в желтый обруч – красные большие кленовые, а в красный обруч все желтые. 1,2,3 – листочки разложи!
Дети выполняют задание.
Белочка: Молодцы, никто не ошибся! (Если кто ошибается, привлечь самих детей помочь другу)
Воспитатель: Посмотрите, ребята! А здесь еще листочки лежат!
Дети подходят к столу, где лежат собранные заранее листья с разных деревьев.
Воспитатель: Возьмите по одному, положите листочек на ладошку (следит, чтобы ладошка была на уровне рта, дуют не раздувая щеки, не поднимая плеч), подуйте на него! Что происходит с листиком? Как вы думаете, почему листик так далеко улетел?
Дети: Они легкие.
Белочка: Пока вы играли, я прыгала с ветки на ветку и увидела большую лужу! Пойдемте я вам ее покажу!
Дети подходят к тазу с водой.
Белочка: Ребята, а что там в луже?
Дети: Листик плавает.
Белочка: Давайте на него подуем? Почему листик не тонет? На что похож листик?
Ответы детей.
Белочка: Смотрите, около лужи лежат камушки. Возьмите по одному и давайте мы и их превратим в кораблики! Опустите их на воду.
Дети выполняют.
Белочка: Что произошло с камушками? Почему? Ответы детей.
Воспитатель: Хоть листик больше по размеру, но он легче, поэтому не тонет. А камушек?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, посмотрите, наша белочка что-то загрустила. Спросите, что случилось с белочкой?
Дети обращаются к белке.
Белочка (плачет): Посмотрите, сколько мусора в лесу оставил невоспитанный серый волк! Разве можно оставлять в лесу мусор?
Ответы детей.
Воспитатель: А что с ним надо сделать? Ответы детей.
Воспитатель: Не плачь белочка, мы тебе поможем! Давайте все оденем перчатки и сложим весь мусор в мешок. Дети выполняют.
Белочка: Ребята, вы так хорошо потрудились, такие молодцы! Спасибо вам большое! А за это я научу вас новой игре!
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать! Сжимать и разжимать кулачки
Листья березы, листья клена,
Листики дуба,
Листики красные, листики желтые Загибать поочередно пальцы
Мы соберем!
В вазу осенний букет отнесем! Сжимать и разжимать кулачки
Повторяется 2-3 раза
Воспитатель: Спасибо, белочка! Но нам уже пора возвращаться в детский сад! Ребята, попрощайтесь с белочкой!
Дети прощаются. Белочка уходит.
Воспитатель: Ребята, сюда мы приехали на поезде, но сейчас мы очень спешим. Какой транспорт быстрее, чем поезд? На чем поедем? Ответы детей.
Подвижная игра «Самолеты»
3 часть. Заключительная.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы сегодня были? Кого видели? Что понравилось? Что узнали?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог мероприятия.