Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

       В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Известно, что развитие детей лучше происходит в проблемной ситуации. Одной из простейших форм проблемной ситуации и является загадка. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.  Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.  Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

   Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

    Загадки широко используются в музыкальной деятельности дошкольников.

Их можно классифицировать следующим образом:

Первый раздел – это загадки «обо всём на свете», не связанные непосредственно с музыкой, но именно они делают музыкальное занятие более интересным, концентрируют внимание детей, помогают раскрыть музыкальный образ произведения для слушания или предлагаемой песни. Загадки для музыкальных занятий должны быть подобраны в соответствии с возрастом детей.

Младшим дошкольникам лучше предлагать рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки, например:

У него большие уши,
С крокодилом Геной дружит,
Улыбается мордашка.
Кто же это?  (Чебурашка)

Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными  и хорошо известными детям признаками (голос животного, чем он питается, как выглядит, повадки и т.д.).

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (петух).

Косолапые ноги, зиму спит в берлоге,
Догадайся, ответь,

Это кто?  (медведь)

Кто в пушистой рыжей шубке,

Очень любит игры, шутки,
Волку серому сестрица,
Это рыжая… (лисица)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Зайка)

 

          Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Стукнешь о стенку -

А я отскачу.

Бросишь на землю -

А я поскачу.

Я из ладоней в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу.

(мяч)

Исполняется упражнение «Весёлые мячики»

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(матрёшка)

Разучиваем песню «Мы – матрёшки»

В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки.  Загадка,  следовательно, дается уже в рифмованной форме,  что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь  (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки  (ряд речемыслительных операций),  выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму).

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я ... (капуста)

И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Под кустом копнёшь немножко,

Вылезет на свет…(Картошка)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ...

Ответ: лук;

Отлежал себе бочок

Наш пузатый ... (кабачок)

Разучиваем хоровод «Урожайная».

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению можно предлагать  загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.

Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Например, перед разучиванием песня «Как на тоненький ледок» можно загадать детям следующие загадки:

Зимнее стекло

Весной потекло. ( Лед)

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит.

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег)

А перед разучиванием песни об осени, или танца с листьями использовать загадку:

Растут – зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат – почернеют. (Листья)

 

       Особенно актуальны загадки на вечерах досуга и на праздниках.

Очень часто сценарии праздников строятся на отгадывании загадок. Например, праздник «Загадки Осени» в младшем возрасте. Персонаж «Осень» загадывает детям лёгкие рифмованные загадки осенней тематики: про дождик, листья, овощи, фрукты и т.д. После отгадки следует музыкальный номер на тему этой загадки (песня про дождик, танец с листочками, хоровод «Весёлый огород», стихи про овощи и т.д.) Так же можно построить сценарий праздника или вечера досуга «Пришла Весна» - подобрать загадки, исходя из музыкального материала праздника.

       В старшем возрасте очень часто персонаж, который приходит к детям на праздник, хочет проверить их сообразительность и загадывает детям загадки. Здесь используются более сложные загадки – на образное мышление,  на сообразительность,  математические.  

Большой интерес у детей вызывают загадки о сказках и сказочных героях:

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался… (Колобок)

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.  (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

 

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

а также загадки-обманки, настраивающие детей на юмористический лад:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...

(«мишка»,   белка)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает ...

(«корова», обезьяна)

Ржёт на поле поутру

Длинногривый ...

(«кенгуру», конь)

Слышал даже иностранец —

Всех в лесу хитрее ...

(«заяц», лиса)

       На музыкальном занятии загадки используются во всех разделах, что помогает раскрыть музыкальный образ. Загадки подбираются по теме музыкального произведения или разучиваемой песни.

Перед разучиванием образных танцев также целесообразно использовать загадки:

Прыг-скок, прыг-скок,
Длунноушка – белый бок (Заяц)

В этой загадке уже рассказывается, какие движения надо использовать в танце «Пляшущий зайчик» Е. Тиличеевой (прыгать, шевелить «ушами» - приставленными к голове руками)

Я всегда боюсь котов,
Их когтей и их усов. (Мышка)

В танце «Мышки» Жилинского дети бегут легко, на носочках, изображая трусливых мышек. Загадка помогает лучше понять характер движения персонажа.

      Второй раздел – это загадки на музыкальные темы, которые помогают лучше усвоить пройденный на музыкальных занятиях материал, расширяют музыкальный кругозор ребёнка.

- загадки про музыкальные инструменты, например:

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент -

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале. (Гитара.)

У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку

Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем

Весельчак, а не буян, голосистый мой ...  (Баян)

 

-загадки про музыкальные термины:

Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

Новогодний бал в разгаре,

Я кружусь по залу в паре.

Этот танец нас пленил,

Его Штраус сочинил.

(Вальс.)

- загадки по музыкальной грамоте:

Эти чёрные значки –

Не случайные крючки.

На линеечке стоят

И мелодию хранят.

Музыкальный алфавит

Непривычен нам на вид. (Ноты.)

Веселятся музыканты,

Улыбнулся дирижер,

Лад, в котором мы играем,

Называется... (мажор)

     Третий раздел – это загадки не словесные, а загаданные с помощью музыки, музыкальных произведений.

- угадывание персонажа  или явления природы в незнакомом произведении (с помощью средств музыкальной выразительности – темпа, характера мелодии, регистра, тембра инструмента и др.)

   Например, в младшем возрасте мы слушаем произведение «Лошадка» Потоловского. В музыке явно слышится цокот копыт.

В старшем возрасте хорошо предлагать детям произведения, в которых музыка изображает какие-нибудь явления природы и более сложные образы, например, Римский –Корсаков  «Полёт шмеля»,  «Море»,  Сен-Санс «Аквариум», Чайковский «Баба Яга» и др.

- в старшем возрасте  - угадывание  жанра  незнакомых музыкальных произведений  (песня, танец, марш),  танцевальных жанров  (вальс, полька, полонез, менуэт и др.)

- узнавание произведений, которые изучались в течение года в разделе «Слушание музыки».

- угадывание музыкального инструмента по звучанию:

В младшем возрасте используются детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, маракас, колокольчик, ложки.

В старшем возрасте можно предлагать детям узнавать по звучанию инструменты оркестра: балалайка, скрипка, флейта, арфа, баян, труба и др. (слушать в записи)

- угадывание популярных детских песен (песенная викторина)

- угадывание песни по мелодии (игра «Угадай мелодию»)

- угадывание песни по вступлению.

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение  отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках,  звуках,  движении и изменении. Конечно, этим занимаются воспитатели в группах, а на музыкальном занятии загадка является мощным средством для поддержания интереса у детей, помогает создать весёлую атмосферу, а также создает условия для лучшего понимания и усвоения детьми музыкального материала.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»