Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

У детей довольно часто наблюдается задержка в развити речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения нервной системы. Учёные, которые изучают деятельность детского головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движенийпальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлениа следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).  М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Крайне важно учитывать взаимосвязь функции кисти руки и речи в работе с детьми логопедических групп. В системе коррекционно-воспитательной работы в группах детей с нарушением речи необходимо уделять внимание развитиюю движений пальцев (пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не могут делать отдельных движений). Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи не удастся.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.  Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребёнку объясняют выполнение того или иного задания: "Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего,безымянного, мизинца. Так же левой руки, потом обе руки одновременно. "Человек" - указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, по дорожкам. Затем левой руки и одновременно две руки. "Слонёнок" - средний палец выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слонёнок "идёт"  по столу.

Выполняя пальчиковые различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Помимо игр с пальчиками делаем массаж пальцев рук специальными упражнениями с предметами (ёжик, пружинка) и различными игрушками с мелкими шариками внутри.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:

- Мозаику (мелкую и крупную), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешек или семян и т.д. ("Помоги маме или бабушке").

- Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кистей рук).

- Наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень ("Собери бусы").

- Цветные клубочки ниток для перематывания.

- Пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, крючков, кнопок.

- Наборы верёвочек разной толщины для центровки и завязывания узелков (шнуровки).

- Наборы обводок по внешнему и внутреннему контуру на различные лексические темы.

- Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь).

- Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков или семян.

- Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

- Рамки и вкладыши Монтессори ("Путаница").

- Работа с раскраской, с ножницами, "оригами".

Таким образом, работа, направленнаяна развитие мелкой моторики, играет положительную роль в коррекционном лечении детей с нарушением речи. Такой подход позволяет следующее:

1). Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2). Совершенствовать внимание, память - психические процессы, связанные с речью.

3). Обеспечивать усвоение навыков письма будущим школьникам.

Используемая литература:

В.В. Цвынтарный  "Играем с пальчиками и развиваем речь"., Л. Бабич "365 увлекательных занятий для дошкольников"., Никитин "Ступеньки к творчеству"., Н. Гатанова Е. Тунина "Развиваем мелкую моторику"., Е. Косинова "Гимнастика для пальчиков"., И. Мальцева "Упражнения для пальчиков"., Т.Н. Щербакова "Игры с пальчиками"., Журнал "Дошкольное воспитание" № 12, 1999, № 5 2000, № 3 2001 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»