Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие умственных способностей
через развивающую игру

(из опыта работы)

   Одним из средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей является формирование элементарных математических представлений.

    Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления.

 У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогом стоит задача-представить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

    Одним из путей, направленных на решение данной задачи, является использование в работе игровых методов и приемов. При правильном воспитании в раннем детстве ребенку потом легче будет учиться в школе, адаптироваться к условиям новой для него жизни. Многочисленные исследования показали, что не испытывают трудностей в учебе те дети, которые еще до школы обладали высоким уровнем развития.             

     Согласно современным исследованиям уже к трем годам развития клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Из этого следует, что именно до трехлетнего возраста необходимо направить все свои усилия на развитие детского мозга. Более того-оказывается, что важен каждый месяц и даже каждый день в развитии ребенка раннего возраста. Причем разница между детьми становится очевидной уже к двум годам. Если до девяти-десяти месяцев возможности здоровых детей в основном равны, то между 10 месяцами и полутора годами совершается нечто важное, определяющее дальнейшее интеллектуальное развитие.

   Что же можно сделать для повышения умственных способностей малыша?

 Во-первых, надо строить тесные взаимоотношения с ребенком с самого первого дня его жизни, так как это колыбель яркого интеллекта.

 Во-вторых, обеспечить малыша разнообразными инструкциями: музыкальными, необходимыми принадлежностями для рисования, лепки, вырезания.

 В-третьих; не скупиться на поощрения, для ребенка главная награда внимание.

 В-четвертых, самим жить полноценной жизнью, для ребенка очень важно видеть, как его родители проявляют свой интеллект.

В-пятых, то удовольствие, которое приносит малышу ранний опыт познаний, полученный через игру поможет ему в дальнейшем испытать положительные эмоции по отношению к обучению, привьет тягу к знаниям.

  Современные исследования молекулярном уровне утверждают, что мозг на ранних стадиях своего развития требует не только соответствующего питания но и стимуляции. Если нейроны лишены стимулирующей «учебной» среды, то они уже не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга и атрофируются и поэтому развиваются только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия.

Из этого следует вывод: чем разнообразней дела, которыми малыш может заниматься, тем более успешным идет развитие.

Музыкальный слух, физические, художественные и математические способности тоже формируются в раннем возрасте, причем развитие одних способностей стимулирует развитие других. Умственное развитие происходит параллельно с другими с физическими и сенсорными.

Очень часто малыши сами просят: «Поиграй со мной!» и взрослые, преодолевая усталость, отодвигая домашние дела, соглашаются доставлять им удовольствие, послушно выполняя им все требования. Однако игра- это не только удовольствие и радость, с помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умение, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Ребенок совершенствуется в способах выполнения заданий. Он переходит от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения. В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Ребенок начинает обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действовать с предметами, он учитывает их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Так же совершенствуется координация движения руки под контролем глаза- это открывает новые возможности при выборе дидактического материала игр ребенка (мозайка, мелкий строительный набор,...). На ранней стадии развития нельзя занимать развитием какой-то одной из сторон психической деятельности, а про другую «забыть». И поэтому занимаясь с детьми развивающими играми, я составила себе следующие задачи!

1.           Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

2.           Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать или обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

3.           Упражнять в установление сходства и различие между двумя одинаковыми по названию предметов (одинаковые; большой красный мяч- маленький и синий мяч).

Помогать детям называть свойство и качество предметов.

   Каждая развивающая игра представляет свой набор задач, задачи расположены в порядке возрастания сложности. Решение задачи возникает не в абстрактной форме, а в виде вещей (рисунка, узора, сооружений из кубиков...), что позволяет ребенку самому увидеть правильность выполнения задания. При подборе проведения игр необходимо помнить, что развивающими они станут в том случае, если будут преподносится ребенку с соблюдение определенных правил:

-      Игра должна приносить ребенку и взрослому радость.

-      Игрой необходимо заинтересовать ребенка не навязывая ее.

-      Начинаем игру с посильных задач.

-      Нельзя мешать самостоятельному решению задания.

-      Если ребенок не справился с заданием, сделать перерыв, а потом начать с более легкой задачи.

-      Игру надо оживить сказкой (игровой мотивацией), при этом возникает возможность использование не произвольного внимание ребенка.

-      Игра проводится в не принужденной обстановке.

Развивающая игра проводилась, как индивидуальная работа, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При этом дети располагались за столами или на полу. Каждый ребенок в собственном темпе. После того, когда было освоено достаточное количество игр, детям старшей подгруппы предлагались игры на самостоятельный выбор. Развивающие игры проводимые с детьми можно разбить на самостоятельные группы:

1.   Формирование понятий о цвете.

2.   Формирования восприятие формы.

3.   Формирование восприятия величины.

4.    Формирование понятия о количестве предметов.

Для детей раннего дошкольного возраста характерна наглядно-действенное мышление- это мышление в действие, которое развивается в процессе действий с различными предметами, игрушками. Поэтому каждая развивающая игра была оснащена игрушками и специально сделанными пособиями.

Сенсорное развитие ребенка может проходить как на специально организованных играх-занятиях, так и в повседневной жизни ребенка- игре, прогулке, в быту. Для родителей была запланирована и проведена консультация по развитию умственных способностей детей младшего возраста через развивающую игру, был оформлен консультативный материал: «Дети и взрослые в мире современных игрушек», «Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка третьего года жизни»

 «Развитие речи детей третьего года жизни».

Была проведена выставка развивающих игр для родителей, организованна творческая лаборатория «Мы играем»- выставка фотографий детей.

Ширма с рекомендациями наблюдений игр на прогулке в разное время года. Известный советский психолог JI.C. Выготский писал, что обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает целый ряд функций, находящихся в стадиях созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения и развития».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»