Аналитическая справка о результате личного участия
педагога в создании предметно-пространственной среды
в ГБДОУ детский сад №113 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Орлова Екатерина Алексеевна
Рабочая программа группы разработана на основе Адаптированной коррекционно-развивающей программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 113 комбинированного вида Невского района Санкт – Петербурга, а так же примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Воспитатель: Орлова Е.А., педагогический стаж 12 лет
Характеристика детей: общее количество детей 18, с тяжелыми речевыми диагнозами, возраст 4-5 лет, средняя группа (10- мальчиков, 8- девочек). 13 детей из полных семей, 5 ребенка имеют неполную семью.
Анализ предметно пространственной среды
В логопедической группе № 2 проведен анализ предметно –пространственной среды, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1115 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «О проведении внутреннего мониторинга по исполнению в ГБДОУ «Дорожной карты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», разделы «Создание образовательного пространства содержательно – насыщенными средствами (в том числе техническими) и материалами обучения и воспитания в соответствии с ФГОС и «Создание моделей образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями на основе ФГОС ДО», анализ предметно- пространственной среды.
Информация и сведения по изучению и анализу предметно –пространственной среды логопедической группы №2 была сформирована из следующих показателей:
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ (ГРУППЕ).
Материалы и оборудование представленные в логопедической группе №2 воспитателем Орловой Е.А оптимально насыщены, целостны, многофункциональные, трансформирующиеся, и изменяющие среду гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Общаясь с детьми, педагог всегда выбирает позицию «глаза на одном уровне», тепло обращается с детьми, осуществляя тактильный контакт (обнимает, гладит по голове). Старается строить эмоционально насыщенное, содержательное общение с детьми во всех сферах деятельности. Внимательно и чутко относится к жалобам детей, используя в общении доступные детям средства коммуникации. Развивающая предметно – пространственная среда, созданная в группе, обеспечивает личностно – ориентированное воспитание и социально – эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражая осознанно – правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность, где Орлова Е.А собственным поведением демонстрирует уважительное отношение ко всем детям.
В группе преобладает атмосфера уважения взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных индивидуальных возможностях и способностях. Дети в группе раскованы, положительно доброжелательно настроены друг к другу в разных видах деятельности и режимных моментах. Окружены любовью и вниманием ко всем своим нуждам и потребностям, защищены от всех форм физического и психического насилия.
В своей работе Екатерина Алексеевна опирается на поддержку родителей в воспитании детей, единстве требований по охране и укреплении их физического и психического здоровья, умению сопереживать друг другу, радоваться успехам своих близких и других детей. Проводит совместные мероприятия с родителями и детьми.
Созданная в группе и на участке развивающая предметно – пространственная среда ориентирована на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организации разнообразной игровой деятельности, эффективную организацию совместной (воспитателя и детей) и самостоятельной деятельности детей. Оборудование в группе современное, эстетичное, безопасное из здоровьесберегающих материалов (с наличием сертификатов). Это и разные строители, игры пособия, развивающие познавательную творческую активность всех воспитанников.
Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы с учетом детского восприятия. Вся мебель промаркирована в соответствии с ростом детей и соответствует их возрасту. В группе созданы условия социально- психологической комфортности и безопасности воспитательно-образовательной среды для педагогов, воспитанников и их родителей.
Созданная в группе обстановка, с уголками уединения, успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон и положительно влияет на нервную систему ребенка. Пространство группы разделено на отдельные подпространства, структурированные в определенном порядке, они отличаются индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающей среды группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться, обеспечивают освоение детьми таких видов деятельности как познавательно – исследовательская, игровая, конструктивная, театрализованная, формирование у них соответствующих возрасту умений и навыков. Такая планировка позволяет детям чувствовать себя в группе более комфортно, а воспитателю эффективно проводить индивидуальную совместную деятельность или деятельность в малых подгруппах. Все игры, пособия ярко, эстетично оформлены. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место), свою территорию.
В группе оборудованы уголки уединения «шептунчики».
Планировка и оборудование группы часто меняется в течение года вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматривается как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент. Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации им собственных планов и идей. Имеется свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, материалам, обеспечивающим все основные виды детской
активности.
Много игр и пособий сделано Екатериной Алексеевной (это игры многофункциональные, игры – задания, дидактические, подвижные, развивающие, игры математического содержания).
При создании предметно – развивающей среды Екатерина Алексеевна руководствовалась следующими принципами:
Принцип полифункциональности среды: предметно – пространственная среда открывает в группе множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле являясь многофункциональной. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно условно разделено на 3 части:
- зону для спокойной деятельности;
- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п);
- рабочую зону.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
Принцип трансформируемости среды связано с ее полифункциональностью - это возможности изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в зависимости от образовательной ситуации. Это может быть и деятельность за столами и игровая ситуация с использованием любого уголка и оборудования в группе.
Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
Изобразительные материалы, расположенные в «уголке(центре) изобразительной деятельности» могут использоваться детьми для создания художественно – творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное – эстетическое развитие»); для детского экспериментирования с красками, бумагой, классификация для выкладывания из карандашей схематических и геометрических изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»), для общения по поводу изобразительных материалов, художественного замысла содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»).
Принцип вариативности
В группе заложена возможность изменения среды в соответствии со вкусами и настроениями детей, также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).
Комплексное оснащение воспитательно – образовательного процесса в группе обеспечивает возможность:
- организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного учреждения.
Спроектированная предметно – пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования в полном объеме.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация развивающей предметно – пространственной среды содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей средней группы и Программе, реализуемой в дошкольном учреждении. Для успешной реализации работа проводится в тесном контакте со всеми педагогами и специалистами ГБДОУ: психологом, врачом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, вторым воспитателем, физкультурным и музыкальным руководителями. Предметная развивающая среда группы соответствует требованиям ФГОС, СанПиН 2.41.1049-13, специфики воспитания и обучения детей с нарушениями речи и подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей: по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. НОД проводится небольшими подгруппами по времени, соответствующему возрасту детей и СанПиН 2.41.3049-13. Задания даются сразу всем детям, но учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей. Предметно –развивающая среда группы способствует реализации основных направлений развития детей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Екатерина Алексеевна организовала предметно-развивающие пространства в группе с учетом основных направлений развития ребенка-дошкольника, где можно организовывать с НОД режимные моменты и самостоятельную деятельность детей:
Направления развития ребенка |
Развивающие центры (уголки, зоны) |
Речевое развитие |
Логопедический уголок, который содержит игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма; |
Социально-коммуникативное развитие |
уголок сюжетно-ролевой игры; уголок ряженья; театрализованный уголок; уголок «уединения» («шептунчики»); уголок безопасности и здоровья; |
Познавательное развитие |
книжный уголок; уголок «Мой любимый город»; уголок экспериментирования ; уголок природы; уголок «Юный математик»; уголок строительно-конструктивных игр |
Художественно-эстетическое развитие |
уголок изо деятельности, где размещают материалы по ознакомлению с искусством, материалы для детской изобразительной деятельности; музыкальный уголок; |
Физическое развитие | физкультурный уголок |
В группе созданы уголки и оформлено панно, где педагог отражает все изучаемые лексические темы. Материал меняется в зависимости от времени года и темы проекта. Это позволяет поддерживать познавательный интерес детей к изучаемой теме.
Уголок речевого развития служит для реализации речевых программ. Он оснащён маленькими настольными зеркалами для проведения артикуляционной и мимических гимнастик и самоконтроля при закреплении поставленных звуков. Екатерина Алексеевна создала много пособий на развитие дыхания («веселые бабочки», «забавные пушинки»), мелкой моторики («рисуем пальчиками», «кто спрятался?»), для развития фонематического слуха и связной речи («волшебный телевизор», «необычные предметы»), подобраны сюжетные картинки, схемы для составления описательных рассказов и пересказа.
Уголок сюжетно-ролевых игр и театрализации представлен наборами игр по разным темам. Все игры находятся в прозрачных контейнерах и имеют соответствующее обозначение. Здесь представлены различные виды театров (пальчиковый, «би-ба-бо», теневой, плоскостной, театр игрушек, настольный). Имеется уголок ряжения, что позволяет детям развивать свою фантазию и активизирует речевую активность при проигрывании диалогов, имеется мини-книжный уголок с подборкой книг по сказкам.
Уголок краеведения и патриотизма содержит игры по ознакомлению детей с родным городом, его историей и культурным наследием. Совместно с детьми изготовлены многие пособия «Угадай по тени», «Собери картинку», «Викторина по городу», различные коллажи по темам и т.д. С помощью родителей был изготовлен макет достопримечательностей города. В уголке присутствуют игры, позволяющие детям познакомится с историей развития многих знакомых вещей, национальными праздниками, флагами и гербами России и Санкт-Петербурга, в работе используется этнокалендарь, знакомящий с культурой других народов.
Уголок «Юный математик» представлен играми и самодельными пособиями на развитие и закрепление навыков счета, знание ориентировки на плоскости и в пространстве. Имеются пособия для ознакомления и закрепления умения ориентироваться во времени, математические пеналы, линейки, модели часов на каждого ребенка.
Уголок книги включает в себя книги по разным темам и направлениям: сказки, стихи, потешки, загадки, энциклопедии о животных, растениях, явлениях природы, исторические, музыкальные, объемные сказки. Так же в уголке оборудована сюжетная игра «мини-библиотека». Дети могут выбрать книгу по своему желанию и интересам. Систематически организуются тематические выставки. Все книги позволяют развивать свой познавательный интерес, способствуют развитию речевой активности и помогают получить новые знания. Есть любимые книги детей, принесенные на время в группу.
Уголок художественного творчества и ручного труда всегда активная зона, способствующая у детей с нарушениями речи развитию мелкой моторики, художественного вкуса. Изобразительные материалы используются детьми для создания творческих работ, для детского экспериментирования с красками, бумагой. Все детские работы выставляются на выставке.
Уголок экспериментирования и познания оснащен моделями для проведения опытов и экспериментов, альбомами на каждого ребенка для зарисовки опытов и необходимым оборудованием для экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, лупами. Содержание уголка постоянно обновляется.
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Имеются авторские пособия ( модели, мнемотаблицы, макеты по временам года). Материал периодически сменяется и обновляется в соответствии с лексической темой и временем года.
Строительный центр содержит разнообразный строительный материал, который хранится в прозрачных контейнерах, имеющих соответствующее изображение. Для построек имеются модели, схемы, фотографии, а для обыгрывания модели транспорта, людей, деревьев. На стене оформлено панно, которое знакомит детей с правилами безопасности на дороге, дорожными знаками, видами транспорта. Так же имеются различные виды специализированного транспорта, военная техника, игры по правилам дорожного движения.
Музыкальный уголок оснащен набором разработанных музыкально-дидактических игр (шумовые инструменты, музыкальная лесенка, картотеки на определение характера музыки). Подобраны диски с записями голосов природы, шумовыми эффектами, сказками, стихами, песенками из мультфильмов.
Грамотное, продуманное и организованное развивающее пространство группы позволяет в полной мере реализовать основную образовательную программу дошкольного образования ГБДОУ детского сада №113 компенсирующего вида Невского района.
- УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Насыщенность групповой среды соответствует возрастным, индивидуальным, гендерным особенностям, возможностям детей и содержанию Программы.
В своей работе Орлова Екатерина Алексеевна учитывает постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» для учреждений компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо- физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Весь режим дня построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Вся работа с детьми построена с учетом коррекционно-игровых моментов.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона РФ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития воспитанников, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Все это учтено в работе.
Игровую деятельность детей подготовительной группы отличает многообразие игровых взаимодействий. Игровые действия выполняются ради смысла игры. Екатерина Алексеевна побуждает детей к планированию, которое воплощается в игре, учит ролевому диалогу.
В этом возрасте у детей уже накоплен опыт совместной со сверстниками деятельности, поэтому воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности. Очень часто игры мальчиков и девочек носят перекрестный характер, поэтому Екатерина Алексеевна создала условия для формирования совместных игровых действий и воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. При создании предметно-развивающей среды учитывала гендерные особенности детей и обеспечила развивающую среду, как общим, так и специальным материалом:
для девочек: атрибуты и предметы заместители для развития творческого замысла в игре «дочки-матери», «хозяюшка», «маленькая модница»: украшения, кружевные накидки, банты, бусы, браслеты, сумочки и т.д.
для мальчиков: атрибуты и предметы-заместители для игр «на стройке», «моряки», «военные»: детали военной формы, предметы обмундирования рыцарей, богатырей, наборы инструментов.
Двигательная сфера воспитанников данной группы характеризуется позитивными изменениями мелкой моторики, но недостаточно развитой для детей с нарушениями речи. Поэтому в совместной деятельности часто используются обводки, различные виды штриховок доводя навыки детей до совершенства. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении с взрослым, с другой – очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого, поэтому воспитатель организует совместную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить себя. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события – праздник, авария, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную так и подчиненную роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют ее указания). Екатерина Анатольевна учитывает и личные предпочтения и интересы детей и помогает организовать игровую и познавательную деятельность в соответствии с ними.
- УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ, ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ.
Екатерина Анатольевна создала все условия для максимальной реализации образовательного потенциала пространства в группе с учетом особенностей и коррекции недостатков развития детей с нарушением речи. Зная педагогические и психологические особенности развития своих детей, Адаптированную рабочую программу Екатерина Алексеевна написала в контакте с учителем - логопедом с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы. Для грамотного учета образования детей с нарушением речи, в начале и в конце года в группе проводится педагогическая диагностика, которая необходима педагогу для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. С целью оценки индивидуального развития детей, или необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
Это позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с детьми. Вместе со вторым воспитателем Екатерина Алексеевна обязательно участвует в написании характеристики на каждого ребенка для ПМПК, которое проводится в группе 2 раза в год с участием всех специалистов ДОУ, которые работают с детьми. На первом ПМПК зачитывается характеристика на ребенка с учетом освоения всех областей программы и определяется соответствие уровня развития детей возрастным ориентирам. Просматривается динамика индивидуального развития каждого ребенка. Группа делится на подгруппы. Выделяются дети группы риска и наблюдения. Активно участвуя в консилиуме, Екатерина Алексеевна, учитывая в работе все особенности своих детей и при проведении НОД, совместной с детьми деятельности или во время режимных моментов, проводит систематическую коррекционную работу с учетом особенностей развития, воспитания и обучения каждого ребенка с нарушением речи. Тяжелое нарушение речи детей обусловлено неврологическими нарушениями, в связи с этим в группе созданы: уголки уединения, дорожки здоровья, картотека игр для снятия эмоционального напряжения и подобрана музыка для проведения релаксации. В группе много гиперактивных детей. Учитывая эти особенности Екатерина Алексеевна планирует психолого – педагогическое сопровождение, с учетом особой исходной ситуации развития, учитывая рекомендации по воспитанию, развитию и обучению детей с особыми потребностями в коррекционной работе по заданиям логопеда, используя тетрадь взаимосвязи специалистов, где находятся игровые и речевые задания, применяет в своей работе здоровьесберегающие технологии и игровые приемы, направленные на чередование разных видов деятельности.
Работая в постоянном контакте с родителями, Екатерина Алексеевна включает их в образовательный процесс, дает рекомендации по вопросам воспитания, обучения и коррекции, рекомендует для родителей электронные сайты, где они могли бы найти нужную информацию. Все это помогает родителям лучше узнать своего ребенка и активно принимать участие в его жизни и жизни ДОУ.
Екатерина Алексеевна является лично ориентируемым практиком, с самостоятельными суждениями, достаточной доказательной аргументацией, использующей в работе аналитические навыки, диагностические методы и современные средства воспитания и обучения детей с нарушением речи, реализующая подход к детям с особыми потребностями и их родителям. Координирует свою деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
В работе воспитателя прослеживается положительная динамика развития, воспитания и обучения детей с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
ВЫВОД: Проанализировав отмеченные показатели, можно сделать вывод о личном участии воспитателя Орловой Екатерины Алексеевны в проектировании и наполнении предметно- пространственной среды в группе №2. Созданная предметно-пространственная среда отражает возрастные, индивидуальные, гендерные особенности, содержание образовательных областей и другие особенности дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.