Конспект мастер-класса с родителями
Изготовление тряпичной куклы
Мурыгина Татьяна Александровна
Цель: Развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой
- научить детей изготавливать тряпичную куклу-пеленашку
- продолжить знакомство детей с традициями русского народа
Развивающая:
- развивать представления детей о различных материалах, из которого сделаны окружающие их предметы (металле, дереве, резине, ткани)
- развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя
- развивать умение подражать народным мастерам
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской народной игрушке
Предварительная работа:
- Цикл бесед «Наши игрушки», «Русские народные игрушки», «История тряпичной куклы»
- Заучивание стихотворений об игрушках, считалок, частушек
- Рассматривание иллюстраций по теме
- Сбор игрушек в мини-музей
- Игры с народными игрушками
- Русские народные подвижные игры
- Выставка детских рисунков
Материал: куски ткани - 30*30 и треугольной формы (платочек, резинки, вата, куклы в разных одежках.
Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, пом. воспитателя, родители
Ход НОД. :
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей в «Русской избе» (мини-музей) .
Воспитатель (хозяйка) : Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Расскажу я вам про то как на Руси нашей разных кукол мастерили. А одну из них я научу вас делать.
Хозяйка: Дети, посмотрите, кто у меня сидит на лавке? (куклы)
Ребята, куклы это игрушки. У вас у всех дома есть игрушки.
Откуда у вас появились игрушки? (Ответы)
Где их покупают? (Ответы)
Как игрушки попали в магазин? (Ответы)
А как вы думаете, где делают игрушки? (Ответы)
Хозяйка: Игрушки делают на специальных фабриках. Ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек. Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов. Из соломы (показ, из глины (показ, из ниток (показ) или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней.
Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из ваты? (ватная)
Из резины? (резиновая)
Хозяйка: Что-то вы засиделись без дела. Не пора ли поиграть?
Русская народная игра «Идет коза по лесу».
Хозяйка: Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки. Давайте вспомним поговорки о труде.
Дети: Делу время – потехе час.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
Хозяйка: Молодцы! Посмотрите, ребята – это тряпичная кукла. (показ) А вы хотите научиться делать такую куклу. (ответы)
Хозяйка: Посмотрите, у вас на столе лежит кусочек ткани, вата и резинки. Возьмем кусочек ткани, в середину положим вату, соберем концы и перетянем резинкой. Вот получилась кукла. Уголки слева и справа перетянем резинками – это ручки. Девочки на свою куклу наденут платочек, а мальчики своей куколке сделают ножки, перетянув резинкой нижние углы ткани.
Давайте вспомним последовательность выполнения работы. Что мы берем? (кусочек ткани). Что мы кладем на середину? (вату) Чем мы перевяжем голову? (резинкой)
Как сделаем руки? (перетянем резинкой углы справа и слева) Чем украсим кукол-девочек? (повяжем платочек) Как сделаем ножки куклам-мальчикам (перетянем резинкой нижние углы)
Хозяйка: Молодцы! Все запомнили. А сейчас начинаем мастерить своих кукол.
(Дети выполняют работу, помогаю, подсказываю последовательность работы.)
Хозяйка: Вот и сладили мы с вами своих кукол. Молодцы, мастера и рукодельницы!
Ну что ж поработали можно и отдохнуть.
Приглашаю на чаепитие!