Формирование положительной мотивации
к обучению и саморазвитию дошкольника
Арефьева Мария Евгеньевна,
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
В настоящее время интерес дошкольников к познанию и саморазвитию значительно снижен. Большинство детей дошкольного возраста часто отказываются от учебной деятельности, не принимают участия в развивающих и обучающих играх. Поэтому вопрос формирования положительной мотивации и саморазвития дошкольников актуален и требует значительного внимания со стороны педагогической общественности.
Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.
Прежде чем приступить к изучению данного вопроса следует разобраться что же такое мотивация и мотив.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив — это потребность.
Мотивация к обучению носит полимотивированный характер. Для формирования положительной мотивации к обучению и саморазвитию дошкольника необходим не один мотив, а система мотивов различного свойства. Такая система находится в определенном соотношении, мотивы переплетаются и взаимодополняют друг друга.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от сформированность мотивации. Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно выделить мотивацию, основным для него является мотив. Задача педагога побудить маленького человека к действию, то есть мотивировать его и, в дальнейшем, закрепить эту мотивацию, которая станет основой к саморазвитию и самопознанию.
Положительная мотивация характеризуется активностью в учебной деятельности, умением не бояться трудностей, а прикладывать усилия для их преодоления, умением выдвигать цели и выстраивать план работы для их достижения.
Каковы же мотивы к обучению у детей дошкольного возраста? Мотивы очень просты: похвала со стороны родителей и педагогов, одобрение и признание товарищей, материальная заинтересованность (подарки, исполнение желаний). У детей школьного возраста должны преобладать другие виды мотивации: желание получить хорошие оценки, крепкие и глубокие знания и т.д. Однако, похвала и признание в любом возрасте являются мотивом в любой деятельности. Опираясь на систему мотивов дошкольного возраста педагог формирует и другие мотивы, которые станут основой формирования школьной мотивации.
Система формирования мотивации к обучению состоит из: эмоционального блока, мотивационно-целевого блока и познавательного блока. Для дошкольного возраста основным является первый, эмоциональный блок, так как у дошкольников стимулом к познанию является любопытство, интерес. Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Поэтому, так важно, в детском саду использовать приемы «открытия, добычи информации», эксперименты, занимательность, музыкальные фрагменты, и т.д. На этом этапе важно создать ситуацию успеха для каждого воспитанника. Это укрепит желание учиться, повысит его самооценку. Педагогу нужно лишь подобрать задания посильные для всех ребят и начинать изучение нового материала с опорой на ранее полученные ребенком знания. На эмоциональный блок опираются познавательный и мотивационно-целевой, и занимают первое место при поступлении ребенка в школу.
В настоящее время дошкольники проявляют значительный интерес к компьютерам. Действительно, игры предложенные создателями программ занимательны для данного возраста, картинки в них яркие и красочные, герои двигаются и подчиняются командам игрока. Однако, они не всегда носят обучающий характер, это лишь развлечение. Использование компьютерных технологий на занятии помогает значительно повысить мотивацию к обучению. Важно помнить, что использование компьютерных технологий требует соблюдения правил прописанных в СанПиН для дошкольного возраста. Современные технологии повышают познавательную активность, развивают память и внимание, позволяют расширить знания и повысить их качество.
Для любого человека всегда важна оценка его деятельность. В школе существует система оценки знаний ученика- отметка. В дошкольном возрасте не менее важно оценивать деятельность воспитанника. В данном возрасте оценка носит деятельностный характер. Позволяет правильно сделать выводы и выстроить перспективу развития и обучения. Как показывает практика, большинство детей дошкольного возраста стараются и занимаются не ради получения новых знаний или закрепления навыков, а «чтобы порадовать маму», «папа купит мне машинку» и т.д. В практике положительно зарекомендовали себя: наклейки «смайлики», смешные или грустные рожицы, цветовые обозначения правильности выполнения задания. Такая оценка знаний не всегда позволяет выстроить динамику развития и мотивировать на дальнейшее обучение. Наиболее успешен «перспективный» способ оценки. Так, можно завести на каждого ребенка личную карточку «Мои успехи», в которую заносятся «отметки-смайлики»:
=)Отлично! Молодец! :) Хорошо! Старайся! :(Ты можешь лучше!
В конце недели ребенок имеет возможность самостоятельно оценить свои успехи, проследить динамику и, вместе в педагогом, сделать выводы и определить причины неудачи. Таким образом, формируется положительная мотивация к обучению. Взаимодействуя с педагогом ребенок выстраивает перспективу обучения («правила, которые помогут мне стать лучше») и под контролем педагога старается соблюдать эти правила.
Многие воспитанники подготовительного в школе возраста к началу обучения имеют негативное отношение к школе. Иногда такое отношение формируют сами родители: «В садике хорошо, а вот в школе придется учиться!», «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь что такое работа». В семьях, где есть старшие дети, которые уже ходят в школу, негативизм формируется братьями или сестрами. Таким образом, дошкольник еще ни разу не побывав на уроке уже не хочет учиться. Формировать положительную мотивацию к обучению у таких детей очень трудно.
Взаимодействие детского сада и школы – еще один способ формирования положительной мотивации к обучению. Учителя с удовольствием откликаются на просьбу посетить детский сад, приглашают детей на экскурсию в школу. Для учителя это возможность познакомиться со своими будущими учениками. Для детей знакомство с учителем, игры-занятия, проведенные им позволяют почувствовать уверенность в себе, вызывают желание посетить школу, поближе познакомиться с ней. Посещение воспитанниками детского сада школьных уроков дает им представление о школьной жизни, знакомит с правилами поведения на уроке. Часто дошкольники посещают и школьные мероприятия: праздники, концерты, выставки. Это дает им представление, что школа это не только уроки, но и веселая внеурочная жизнь, друзья, общение. Большую роль играют и учащиеся школы. Для дошкольников они становятся для примером.
Основой успеха в данной деятельности является, прежде всего, формирование положительного отношения и положительных эмоций к обучению. Для грамотного педагога это не самое трудное. Гораздо сложнее сформировать у дошкольника понимание смысла деятельности, значимости ее для себя и для окружающих. Ребенок дошкольного возраста не способен увидеть перспективу своего развития. Он учится и развивается так как направляют его взрослые. Поэтому, важно, чтобы в процесс формирования положительной мотивации к обучению подключились и родители ребенка, близкие ему люди.
Родители влияют на формирование мотивации не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем педагоги и воспитатели. Опираясь на собственный опыт взаимодействия с родителями воспитанников группы были выделены советы родителям, которые обсуждаются на установочном родительском собрании, корректируются в течении учебного года (с учетом индивидуальных особенностях ребенка и системы воспитания в семье) и на последнем родительском собрании подводятся итоги сформированности мотивации к обучению ребенка и готовности его к школьному обучению.
Памятка для родителей «Чтобы ребенок хорошо учился» Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади
|
Часто случается, что способный и талантливый дошкольник придя в школу не становится «отличном», а менее способный выбивается в лидеры. Причина в мотивации к обучению. Положительно мотивированный на школьную деятельность воспитанник детского сада, стремится к учению, уделяет ему больше внимания и времени. Поэтому формирование положительной мотивации к школьному обучению является одной из основных задач дошкольного воспитания.
И, конечно, не возможно сформировать у ребенка желание учиться и саморазвиваться, если не верить в это. Воспитатель должен стать для каждого из своих воспитанников «капитаном». Вера в успех каждого, любовь к своему делу, доверие и уважение-залог успешной работы.
Список используемой литературы
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976
- Асеев В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов // Проблемы личности. Материалы симпозиума. - М., 1969
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
- Васильев И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
- Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006.
- Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3.
- Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Канд. дис. - М., 1986
- Макеева Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: Дис. … канд. психол. наук. - М., 2004.
- Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. - 1984. - № 4.
- Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990
- Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.