Тема: А.С. Пушкин "Сказка о Попе и о работнике его Балде."
Кривецкая Светлана Леонидовна, воспитатель ГБДОУ №25комбинированного вида Центрального района Санкт- Петербурга.
Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание.
Задачи:
1. закрепить умение выделять и обозначать место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком;
2. активизировать и обогащать словарь детей фразеологизмами, пословицами.
3. продолжать работу по звуковой культуре речи : дифференциация звуков [ш] и[с];
4. формировать интерес и желание к прочтению
литературных произведений.
Ход беседы.
В: Ребята, я рада вас всех видеть. Чем бы вам хотелось сегодня заняться, расскажите.
Д: называют виды деятельности, которыми хотели бы заняться (рисование, игра, чтение, рассматривание...)
В: Молодцы! Как гласит русская народная пословица: "Маленькое дело лучше большого безделья!». А мне бы хотелось сегодня узнать что-то новое, необычное. Ребята, а вы в группе ничего необычного не заметили? Давайте поищем!
Д: на книжной полке нет книг, портрета писателя, стоят коробки...
В: Кому интересно узнать, что в этих коробках? Давайте откроем их и посмотрим.
Д: находят в коробках портрет Пушкина, книги, карточки с буквами, картинки героев сказки, толкушку, контейнер с овсом, ленту атласную.
В: Давайте рассмотрим книги, назовем знакомые сказки, поставим их на книжную полку. Что подсказало название сказок?
Д: иллюстрации книг...
В: Портрет и книги расставили, осталось догадаться, для чего же предметы из второй коробки.
Д: высказывают предположение, что предметы из какой-то сказки.
В: Вы правы, эти предметы имеют отношение к какой-то сказке Пушкина. Догадались к какой? Давайте перечитаем начало сказки и убедимся, что мы сделали правильный выбор.
О каких героях говорится в "Сказке о Попе и о работнике его Балде",
Где встретились наши герои? Что делали они на базаре? Для кого собирался делать покупки Поп? О чем договорились наши герои?
Давайте еще раз назовем Нам поможет всех героев сказки.
пальчиковая гимнастика:
пальчики правой руки растираем, героев сказки мы называем:
большой палец - работник Балда, парень "хоть- куда"
указательный - Поп - толоконный лоб
средний - Попадья
безымянный - Поповна
мизинец - Попенок - маленький ребенок
И на левой руке всех покажем, про всех расскажем.
Д: выполняют пальчиковую гимнастику по предложенному образцу
В: Теперь мы нарисуем всех героев. Напомните, сколько их? Как быстро можно изобразить всю семью Попа?
Д: Обвести ладошку.
В: Правильно. Что поможет вам нарисовать отличительные признаки героев?
Д: Картинки.
В: Кто поможет найти картинки с героями и поместить их на магнитную доску?
Д: Желающие находят картинки, размещают на доске. Цветными карандашами обводят свою ладошку, рисуют элементы одежды героев, их лица.
В: Кто закончил рисовать, найдите карточки с буквами из коробки, составьте имена главных героев, расположите слова под соответствующими картинками на доске.
Мы немножко отдохнем, поиграем в народнуюигру "Ловишки с лентой" По правилам игры запятнать можно того, кто прыгает на двух ногах, не пятнать того, кто стоит на одной ноге. Водящего выберем считалкой:
По тропинке кувырком
Балда скачет босиком.
Балда, не скачи,
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок -
Запятнай-ка нас, дружок!
В: Отдохнули? Давайте Балду отправим за покупками на базар. Что же он купит каждому члену поповой семьи? На этот вопрос нам поможет ответить схема слова. На ладошках с героями чертим схему слова для каждого героя, находим место звука, обозначаем нужным цветом. А какой звук - общий для всех в поповой семье?
Д: дети составляют схемы, придумывают слова с нужным звуком (п) в нужной позиции.
В: Какие покупки сделал Балда для Попа, Попадьи, Поповны, Попенка?
Д: называют свои варианты слов
В: Вспомните, как относились к Балде в поповой семье? Давайте прочтем, как про это написано в сказке.
Давайте выучим чистоговорку про недовольного Попа:
УР-УР-УР-УР-УР-УР- Поп сегодня очень хмур.
АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ-АЛ- на базар Балду послал.
СА-СА-СА-СА-СА-СА-- попросил купить овса
ША-ША-ША-ША-ША-ША- будет каша хороша.
ИР-ИР-ИР-ИР-ИР-ИР- у Попа сегодня пир.
ИЛ-ИЛ-ИЛ-ИЛ-ИЛ-ИЛ- всех Балда наш накормил.
В: Ребята, а мы с вами ведь не все предметы рассмотрели из коробки.
Как вы думаете, зачем толкушка, овес?
Д: Высказывают предположения.
В: Вспомните, как Пушкин сказал про Попа в сказке?
Д: Поп- толоконный лоб .
В: Что значит это выражение? В народе не любили людей глупых, пустых, называли их глупцами, балбесами, дураками, балдой с "толоконным лбом". Это значит, Поп-глупец, балда. А с кем он повстречался на базаре? С Балдой, правильно. Балда - русское прозвище, имя, которое означало- бестолковый, малоумный. Что же получается, сказка о двух дураках с разными именами? За что А.С.Пушкин их так назвал?
Д: Рассуждают на заданную тему
В: На этом сказка не кончается, а только начинается! Хотите больше узнать, надо сказку дочитать! Вам понравилось, как мы вместе с вами нашли новое и необычное? Предлагаю вам отдохнуть, прежде чем мы дочитаем сказку, и поиграть в игру "Поп", которая вам известна под названием "городки".