НОД в подготовительной группе
Уж небо осенью дышало
Хабарова Альбина Александровна
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие»,«Познавательное развитие»,«Физическое развитие».
Тип деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Тип НОД интегрированный.
Цель: систематизировать и обобщить знание детей об осени;
научить детей нетрадиционной технике художественной
деятельности - выдуванию из трубочки.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о периодах осени, осенних месяцах, явлениях природы, умение составлять предложения, отражать впечатления от увиденных произведений искусств (репродукции картин).
Формировать эстетическое представление о красоте поэзии;
Совершенствовать выразительное чтение стихотворений, умение высказывать свои впечатления.
Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции, цветовосприятие, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию, чувству красоты, гармонии, любви к окружающему миру средствами живописи, поэзии, музыки. Воспитывать любовь к родной природе.
Воспитывать навыки коллективной работы.
Развивать творчество, чувство и умение выражать своё эмоциональное настроение через нетрадиционные рисунки.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная.
Методы: наглядные, словесные, игровые, поисково-исследовательские, практические.
Приёмы: загадка, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Наглядные средства обучения: репродукции картин И.И.Левитана, мнемотаблица, фонограмма звуков природы, «Осенняя песня» (Октябрь) музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Материалы для работы: гуашь, крашеная соль трёх цветов в контейнерах, трубочки, нарезанные шерстяные нитки в мешочке, клей, кисточки.
Предшествующая работа: рассматривание картин, чтение рассказов и беседы об осени, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени, знакомство с приметами осени, рисование осени в свободной деятельности.
Мотивация: прощание с осенью; нетрадиционные техники рисования.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте,пожалуйста, загадку.
Пришла без красок
и без кисти,
И перекрасила
все листья.
Дети. Это осень.
Воспитатель:
Да, ребята, осень -время года, следующее за летом, предшествующее зиме.
А какие признаки осени вы знаете?
Дети: солнце уже не так хорошо согревает землю своими лучами, как летом; дни становятся короче, а ночи длиннее; часто идёт дождь; перелётные птицы улетают в тёплые края; опадают листья с деревьев; в лесу поспевает брусника, клюква, появляются грибы, созревает урожай овощей и фруктов.
С помощью мнемотаблицы рассказывают стихотворение.
Ещё раз про осень.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дожлик льётся,
Это время года осенью зовётся.
М.Ходякова
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним, какие месяцы осени вы знаете?
Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель:
Да, действительно в самом слове осень спрятаны эти три месяца:
СЕ- сентябрь, О- октябрь, Н- ноябрь.
Воспитатель:
Осень- самое короткое и удивительное время года и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, музыканты и художники в своих произведениях воспевали красоту осенней природы. Давайте и мы с вами посмотрим на эту красоту глазами художников.
Перед вами три репродукции картин. Вам нужно расставить эти картины по периодам осени.
Воспитатель:
На какой картине вы видите первый период осени и как он называется?
Полные ответы детей:
На этой картине первый период осени- ранняя осень.
Воспитатель: Какая она эта ранняя осень?
Ответы детей: Дивная, чудная, обворожительная, чарующая, фантастическая.
Воспитатель:
По-разному описывают осень наши поэты. И вот Ф.И.Тютчев называл этот период осени первоначальным. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении ребят.
Дети читают стихотворение.
«Есть в осени первоначальной...»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф.И.Тютчев
Воспитатель:
Ребята, а на какой картине изображён второй период осени? Как она называется?
Дети: Это середина осени или золотая осень.
Воспитатель:
Да, ребята, это репродукция картины известного художника Исаака Ильича Левитана. Он очень любил писать картины осеннего периода времени. Какая осень на этой картине?
Полные ответы детей:...волшебная, сказочная, красивая, прелестная, праздничная.
Воспитатель:
Как ярко представляет этот период осени, удивляющий своей красотой Иван Бунин. Послушаем ребят.
Дети читают стихотворение:
«Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёструю стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И.Бунин
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать последний период осени?
Ответы детей: поздняя осень.
Воспитатель: Молодцы!
На этой картине , тот же художник, И.И.Левитан изобразил позднюю осень.
Какая она?
Ответы детей:... грустная, дождливая, холодная, ветреная, хмурая, печальная, прощальная.
Воспитатель: Как точно передал последний период осени А.С.Пушкин. Давайте ребята послушаем.
Дети читают стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин.
Вдруг на экране монитора высвечивается SMS сообщение.
Воспитатель читает текст сообщения:
-Ребята, помогите, наведите, пожалуйста, порядок в лесу.
Ребята, а как вы думаете, кто же мог написать нам это сообщение?
Ответы детей: хозяин леса-лесовичок.
Звучит «Осенняя песня» (Октябрь) музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель:
чтобы в лесу оказаться, закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.
Открываем глазки, и вот мы с вами в лесу. Как здесь грязно, сколько мусора.
Давайте уберём мусор и расскажем
о правилах поведения в лесу.
Ответы детей:
Нельзя:
мусорить (дети убирают разбросанный мусор);
разжигать огонь в лесу.
Воспитатель: Почему?(Ответы детей).
Нельзя:
разорять птичьи гнёзда, рвать паутину и убивать пауков;
рвать цветы, занесённые в красную книгу;
рубить деревья и ломать ветки;
убивать лягушек и жаб;
ловить диких животных и уносить домой;
ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;
разорять муравейники;
топтать мухоморы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами не только вспомнили правила поведения в лесу но и помогли лесовичку навести порядок в лесу.
А что такое лес? Ответы детей: (лес-это место, где много-много разных деревьев)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а какие деревья растут в лесу?
Ответы детей: (сосны. ели, дубы, берёзы, осины, липы, каштаны).
Воспитатель: А как их можно разделить на две группы?
Ответы детей:(деревья бывают хвойные и лиственные).
Воспитатель: Ребята, мы с вами навели порядок в лесу, стало чисто, и теперь мы сможем поиграть в подвижную игру.
Листья.
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо
ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
Во время игры звучит музыка: шум ветра, шелест листьев. Падают на землю листочки.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько листочков нападало вокруг. Давайте возмём по одному и вы мне расскажите кто какой листочек для себя выбрал. Ребята отвечают по очереди:
лист берёзы - берёзовый лист;
лист осины - осиновый лист;
лист дуба - дубовый лист;
лист рябины - рябиновый лист;
лист клёна - кленовый лист;
лист липы - липовый лист;
лист каштана - каштановый лист;
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы ответили на мои вопросы. А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит «Осенняя песня» (Октябрь) музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель:
Закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.
Открываем глазки, и вот мы снова в группе. Давайте вспомним и изобразим на ватмане,что мы видели в лесу?
Коллективная работа. Дети сами распределяют работу под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (Октябрь).
Получился лес в ярких, разноцветных красках.
Воспитатель:
Ребята, вы, молодцы! Быстро справились с работой.