У педагога есть прекрасная
возможность научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка».
Уильям Блейк
Не для кого не секрет, что человек становится личностью только в процессе общения, т.е. социализации. Развитие социальное, духовное , психическое не может происходить вне человеческого общества.Та действительность, в условиях которой происходит развитие ребенка, называется средой.
Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Окружающий предметный мир – это средство образования для ребенка-дошкольника. Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.
Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации нужно учитывать два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей.
Предметная среда позволяет воспитателям решать образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде.
С целью развивающей направленности предметной среды должны учитываться следующие условия:
- сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;
- доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
- возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.
Также должны учитываться возрастные особенности каждой группы. Каждая группа носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. В младшей и средней группах учтена высокая подвижность детей 3–5 лет, а в группах старшего возраста — потребность детей в творчестве и самоутверждении.
Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
Залогом успешной работы считаю - создание в группе предметно – развивающей среды. Прежде всего, она должна быть эстетично оформленной. Начинаю всегда с цвета, так как он является важным средством художественной выразительности. Стараюсь, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.
Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал.
Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям.
В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.
Развивающая среда – это и взаимодействие детей и воспитателя. У нас в группе царит атмосфера доверия и взаимопонимания – а это прямой путь к творчеству. Учу детей не бояться ошибок, настраиваю их только на позитивный результат («Я сумею, смогу, узнаю»). Любую деятельность детей оцениваю с позиции творческого замысла и нестандартного пути решения. Поэтому дети уверены в себе и своих возможностях. Они имеют максимальную свободу для инициативы, активно участвуют в процессе формирования и преобразования окружающей среды. Ненавязчиво формирую у них чувство вкуса и чувство меры. Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся.