Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
в подготовительной к школе группе
Викторина «Что? Где? Когда?»
«Опять весна душистая повеяла крылом»
Автор: Дойлова Елена Викторовна, воспитатель ГБДОУ д/с №41
комбинированного вида Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
Образовательные*
- Закрепить знания детей о характерных признаках весны.
- Уточнить представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
- Расширять представление о лесных зверях, их образе жизни.
- Продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц.
- Уточнить представление детей о весенних сельскохозяйственных работах.
Развивающие:
- Упражнять в умении вести диалог, высказывать свое мнение, приводить четкие аргументы в доказательство своей гипотезы.
- Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (по образцу).
- Совершенствовать умение выразительно читать стихи.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Продолжать развивать внимание, воспитывать выдержку, умение слушать товарищей.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе, целевые прогулки в парк, рассматривание иллюстраций о весне, репродукций с картин Саврасова, Левитана. Чтение произведений Бианки, Пришвина, Чарушина и др. о весенних изменениях в природе и жизни лесных обитателей. Чтение и заучивание наизусть стихов о весне. Знакомство с устным народным творчеством, посвященным весне (пословицы, поговорки, заклички, загадки).
Ход :
Комната украшена цветами, шарами, детскими рисунками о весне.
Воспитатель: Сегодня в нашем детском саду очень ответственное событие. Наши ребята решили попробовать свои силы в качестве знатоков родной природы. А соперниками будут ваши родители, Это они прислали нам свои вопросы.
И так, начинаем игру «Что? Где? Когда?». Сегодня она проходит под девизом:
«Опять весна душистая
Повеяла крылом» ( А.Фет)
Уважаемые знатоки, прошу занять свои места за игровым столом (звучит марш).
- Напоминаю правила игры:
- На подготовку ответа дается 2 минуты (песочные часы)
- На вопросы отвечает каждый по очереди.
Воспитатель-ведущий крутит стрелку волчка. На столе вокруг волчка разложены конверты с вопросами. Через каждые три вопроса ставится динамическая пауза (колокольчик).
Вопросы:
1. Назовите картину, ее автора, 5 примет, которыми художник охарактеризовал весну:
- небо голубое,
- тает снег,
- появились проталины,
- прилетели грачи,
- птицы строят гнезда.
Работа со зрителями: Зрители называют приметы, которые художник не изобразил. Правильно ответившим дают жетончик.
2. Внимательно посмотрите на эти иллюстрации. Выберите из них всего три, но такие, которые бы характерно выражали разные этапы весны. Постарайтесь вспомнить стихи, подходящие к этим иллюстрациям.
Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
-Неужели это…
Неужели лето?
-Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
В. Данько
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Ландыш
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг
И птицы и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты?
Е.Серова
3.Из множества птиц нужно выбрать перелетных, поселить их в гнезда или домики и ответить на вопрос: «Что заставляет их менять место жительства, т.е. улетать в теплые края? (Ласточка, скворец, утка, грач)
Вопрос к зрителям: найти зверей, которых художник изобразил на этой картинке.
4. Что это за зверь? (из отдельных частей). Расскажите о его образе жизни (где живет, чем питается, когда появляются детеныши, что делает зимой).
5. Внимание! Черный ящик!
В этом ящике лежит то, что появляется на солнечных местах, опушках, припеках и т.д., радует глаз; их очень любят получать, в качестве подарка, женщины за нежность и красоту, некоторые из них являются лечебными. (Первые весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая перелеска, ветреница, фиалка, ландыш).Назвать помогают зрители.
6. За 2 минуты из слов: ДЕНЬ, ГОД, ВЕСЕННИЙ, КОРМИТ составить поговорку о весне. (Весенний день год кормит)
Прошу зрителей объяснить поговорку: рассказать о сельскохозяйственных работах весной.
7. Перед вами открытки с изображением зверей. Вам надо вспомнить или придумать самим фамилии людей, которые образованы от названий этих животных.
Например, от общего названия «звери» произошла фамилия «Зверевы»
(Волковы, Зайцевы, Бобровы, Лосевы, Ежовы, Белкины ит.д.)
Загадки о весне для зрителей
Ой, беда, ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…..(проталинки)
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась….(сосулька)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает….(капель)
Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…..(верба)
Во время игры вести счет победам и поражениям. В конце объявить победителей. Отметить зрителей, у которых больше всех поощрительных жетонов.