Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект открытого занятия
по коррекции познавательного развития
у детей среднего дошкольного возраста

Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог ГБОУ ЦПМСС Выборгского района
(дошкольное отделение)

 

по программе: «Воспитание и обучение дошкольников с тяжелым нарушением речи».

Тема:«Развитие представлений о свойствах льда на основе практического экспериментирования».

Цель:  Развитие у детей среднего дошкольного возраста способности к  экспериментированной деятельности; представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду. Формирование действия «превращения».

Задачи:   

1.  Ознакомление детей со свойствами льда: твердый, холодный, скользкий, прозрачный, тонкий,  толстый, тает в тепле, превращается в воду.

2.  Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на основе наблюдения и практического экспериментирования.

3.  Углубление и расширение представлений детей о сезонных изменениях.

4.  Закрепление умения счетным действиям с множествами предметов на основе слухового, зрительного восприятия.

5.  Расширение возможности участия детей в диалоге.

6.   Совершенствование кинестетической и кинетической основы движений детей в процессе развития общей и ручной моторики.

7.  Развитие сенсорно – перцептивной способности детей в узнавании количества хлопков (ударов) на слух.

8.  Продолжить стимулирование развития любознательности детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире.

9.   Поддержание положительного эмоционального состояния детей в течение всего занятия.

10. Расширение словаря, введение в активную речь слов, обозначающих свойства  льда.

11. Совершенствование умения детей отвечать на вопросы полными предложениями, строить простейшие высказывания.

12. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, работать над словообразованием.

13. Развитие наглядно-образного мышления через воссоздание целостного образа разрезанных геометрических фигур.

14. Развитие зрительного восприятия через различение предметов по форме, цвету, величине, толщине.

15. Развитие воображения через конструирование «ледяного замка».

16. Продолжать обучение детей создавать конструкции, по представлению используя свой прошлый опыт.

 

Используемые в работе технологии: здоровьесберегающие (коррекционные), исследовательской деятельности, личностно – ориентированной (сотрудничества), игровая технология.

Оборудование:подборка иллюстраций к занятию в виде слайдов; проектор; замороженный лед в толстых и тонких кусках; карточки с наложенными изображениями, по разным лексическим темам; плоскостные геометрические фигуры; деревянный конструктор; лед с цветными веревочками; миски для льда; салфетки для рук;

Ход занятия:

IОрганизационный момент.

 Выделение четвертого лишнего.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Дети подходят к доске с демонстрируемыми картинками).

- Назовите картинки, которые нарисованы, выберите лишнюю картинку. Почему вы  решили, что она лишняя?

- Как вы догадались, что на других картинках зима?

(Дети предлагают свои ответы, объясняя).

IIВведение в тему.

1. Наблюдение и экспериментирование.

- Мы с вами сегодня будем наблюдать за льдом. Посмотрим, какой он. Подходите к столу.  У каждого из вас на тарелочке  приготовлена  льдинка.

- Потрогайте ее. Какая она  на ощупь. Что вы чувствуете? Холодная, твердая.

- Лед холодный, а ладошки у вас какие? Теплые.

- Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках? Будем греть лед!  Немного подержим. Появляется вода.

- Откуда взялась вода? Изо льда. Лед стал таять.

- Лед остался таким, как был, или  его размер изменился? Кусочки стали меньше.

- Во что превратился лед? Лед превратился в воду.

- Значит, когда лед тает? Когда тепло.

- Посмотрите, какой еще лед? Если мы берем  в ладошки, а он выпрыгивает? Лед скользкий.

- Мы уже сказали, что он твердый, а как это проверить? Постучим по льду.

- Посмотрите, я дам  вам еще льдинки. Какие они? (подвожу к ответу детей жестами). Толстая и тонкая льдинка.

- А если посмотреть сквозь льдинку, что вы заметили? Перечисляют, что видят.

- Значит, лед, еще какой? Прозрачный.

- Замерзли у вас ручки? Давайте погреем ладошки.

2. Пальчиковая гимнастика («Погреем пальчики»)

    Дети выполняют гимнастику.

 Лед руками мы держали       Сжимание и разжимание пальцев обеих рук

 А ладошки –  замерзали

 Мы их будем растирать.        Трем ладонь о ладонь

 Мы их будем согревать.        Делаем лодочку и дуем внутрь

- Согрелись ручки?

3. Восприятие наложенных изображений.

  (Детям предлагаются карточки с контурными наложенными изображениями предметов по пройденным лексическим темам).

- Давайте посмотрим на экран. Кто там изображен? Что делают герои мультфильма? Это Винни-Пух с друзьями. Они катаются на коньках.

- Почему можно кататься на льду? Мы уже говорили, какой лед? Скользкий, твердый.

- Винни-Пух и его друзья оставили на льду узоры, посмотрите на свои карточки, на что похожи ваши узоры?

4. Совершенствование умения обобщать.

- Давайте назовем общим словом, то, что нарисовано на карточках.

- Молодцы! Вы все справились с заданием.

5. Наблюдение, экспериментирование.

- А теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

- Покажите тонкий кусочек.

- Какой это кусочек по толщине?

- Попробуйте нажать на него, стукнуть молоточком. Что произошло? Треснул, раскололся, сломался.

- Если он раскололся, треснул, значит, он ломкий, хрупкий.

6.  Воссоздание целого из частей.

 (Дети выкладывают целые геометрические фигуры из частей плоскостного деревянного конструктора).

- У вас на подносах части разных геометрических фигур. Представьте, что это треснули   льдинки, а вам надо их собрать, сделать целыми.

- Давайте посмотрим, у кого, какая фигура получилась?

- Молодцы! Вы справились с заданием.

IIIФизкультминутка («Зимние забавы»).

      (Дети имитируют движения).

 Мы бежим с тобой на лыжах.     Идут на лыжах.

 Снег холодный лыжи лижет.

 А потом на коньках.                    Катаются.

 Но упали мы. Ах!                        Падают.

 А потом снежки лепили.           Стоят и сжимают  воображаемый снежок.

 А потом снежки катали.             Катят воображаемый снежок.

 А потом без сил упали.              Падают.

 И домой мы побежали.              Бегут по кругу.

7. Количественный счет, используя слуховое восприятие.

   Дети считают (если ответы совпадают с количеством – играем дальше, если нет – опять слушаем: 3,2,4,1).

- Мы с вами отдохнули. А теперь давайте вернемся к нашим  льдинкам. 

- Сейчас мы посчитаем льдинки. Сколько услышите звуков, столько льдинок положите в мисочку.

- Сколько льдинок положили?

- Почему? Потому что 3 звука и т.д.

8.  Наблюдение за плавающим льдом.

- Что происходит сейчас с льдинками?

- Значит, лед умеет плавать.

9.  Итог о свойствах льда.

     (Педагог демонстрирует фото-напоминания о свойствах льда).

- Мы с вами сегодня играли и наблюдали за льдом. Давайте вспомним, что мы узнали  про лед? Какой он? Холодный, толстый, тонкий, скользкий, прозрачный. Лед плавает.

IVИтог.

Конструирование ледяного здания.

- Посмотрите на последнюю фотографию. Что вы видите? Дом, замки, горки.

- Из чего они построены? Изо льда.

- Мы с вами тоже будем строить ледяную постройку, но не из льдинок, а из конструктора.   

  ( Дети выполняют свои постройки).

- У вас очень интересные постройки получились.

VОценка деятельности.

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Что делали со льдом? Что вам понравилось больше всего делать?

- Сегодня на занятии все были молодцы. Вы правильно выполняли задания, были внимательными, много интересного рассказали про лед (так же дается индивидуальная оценка для каждого ребенка).

VIОрганизация окончания занятия.

- Наше занятие подошло к концу, и я хочу попросить вас помочь мне сложить карточки в папку и убрать формочки.

- Спасибо, до свидания.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»