Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Условия развития творчества детей

 
Болдырева Луиза Абдулаевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №68
Приморского района Санкт-Петербурга

 
В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения.     Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей.
Творчество – одна  из  содержательных  форм  психической  активности  детей, которую  можно  рассматривать  как  универсальное  средство  развития  индивидуальности, обеспечивающее  устойчивую  адаптацию  к  новым  условиям  жизни; как  необходимый  резерв  сил  для  преодоления  стрессовых  ситуаций  и  активного  творческого   отношения  к  действительности. Именно  творческая  деятельность, по  мнению  Л.С. Выготского, делает  человека  существом, обращенным  к  будущему, созидающим  его  и  видоизменяющим  свое  настоящее [1].
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, свя­занный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, цент­ром. Новый продукт, получаемый личностью, в твор­честве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.
 В  современной  психолого-педагогической  литературе  теория  становления  творческой  деятельности  рассматривается  в  тесной  взаимосвязи  с  развитием  всех  психических  процессов  и  прежде  всего  с  развитием  творческого  воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).
Исследуя  особенности  детского  воображения, Л.С. Выготский  писал, что  продукты  настоящего  творческого  воображения  во  всех  областях  творческой  деятельности  принадлежат  только  уже  созревшей  фантазии, то  есть  это  воображение  достигает  своей  полной  зрелости  у  взрослого  человека. У  ребенка  «не  только  материал, из  которого  строит  воображение  беднее, чем  у  взрослого, но  и  характер  комбинаций, которые  присоединяются  к  этому  материалу, их  качество  значительно  уступает  комбинациям  взрослого»
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Твор­ческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических фун­кций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои лично­стные свойства, по-новому осмысливает их, прони­кается их значимостью и глубиной. Творческая де­ятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Дети способны заниматься творчеством не только незави­симо от места и времени, но, самое главное, неза­висимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способ­ности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием вы­ступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Американский  психолог  Дж. Смит  выпустил  книгу  по  творческому  воспитанию  детей. Книга  эта  интересна  тем, что  она  особенно  ярко  выражает  типичный  подход  к  обучению, существующий  у  большинства  зарубежных  авторов.
Основным  в  обучении  творчеству  Дж. Смит  считает  создание  некоторых  условий, способствующих  творческому  развитию  детей. Он  выделяет  четыре  группы  таких  условий:
  1. Физические  условия, то  есть  наличие  материалов  для  творчества  и  возможности  в  любую  минуту  действовать  с  ними.
  2. Социально-эмоциональные  условия, то  есть  создание  взрослыми  у  ребенка чувства  внешней  безопасности, когда  он  знает, что  его  творческие  проявления  не  получат  отрицательной  оценки  взрослых.
  3. Психологические  условия, сущность  которых  заключается  в  том, что  у  ребенка  формируется  чувство  внутренней  безопасности, раскованности  и  свободы  за  счет  поддержки  взрослыми  его  творческих  начинаний.
  4. Интеллектуальные  условия, которые  создаются  путем  решения  творческих  задач.
По  мнению  Дж. Смита, роль  взрослого  заключается  в  том, что  он  должен  создать  для  ребенка  все  группы  условий.
Главное – это  развитие  общих  особенностей  воображения, о  которых  мы  говорили  ранее: умение  планировать  свою  деятельность  в  сочетании  с  творческими, нестандартными  решениями. А  это  будет  проявляться, если  мы  придадим  творческий  характер  играм  детей, поможем  им  быть  самостоятельными  в  таких  деятельностях, как  рисование, конструирование, лепка. Здесь  иногда  бывает  так, что  взрослые, стараясь  усовершенствовать  постройки  и  рисунки  детей, прямо  показывают, как  надо  рисовать  и  как  строить. Такой  прямой  показ  приводит  к  тому, что  ребенок  часто  усваивает  и  пользуется  готовыми  шаблонами, а  его  собственная  творческая  активность  затормаживается. Поэтому  лучше  обратить  внимание  ребенка  на  свойства  изображаемого  предмета, научить  его  способам  передачи  этих  свойств, только  слегка  направить  его  поиск  в  изображении  предметов, в  построении  композиции  и  выборе  сюжета, а  не  давать  ему  отдельных шаблонов  для  подражания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы:
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (М: Просвещение,1991)
  2. Немов Р.С. Психология (М. Просвещение; Владос, 1995)
  3. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. (М Просвещение, 1988)
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»