Подготовительная группа
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью. Уточнить знание детей о пейзаже, повторить знакомых художников пейзажистов. Уточнить представление о том, что художники пишут картины, поэты пишут стихи, композиторы пишут музыку, наблюдая красоту родной природы.
Вызвать интерес к созданию выразительного образа заснеженной берёзы на утренней заре.
Развивать чувство цвета, находить красивые сочетания цветов и оттенков ,получать оттенки цвета, смешивать краски для получения зеленого, оранжевого и сиреневого цвета. Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа:
Наблюдение утренней зари на прогулке. Рассматривание репродукций картин И.Э. Грабаря « Восход солнца», «Иней», «Зима», «Февральская лазурь». Составление описательного рассказа по этим картинам. Игра «Экскурсовод». Рассматривание берёзы на участке и изображения кроны берёзы на схеме.
Экспериментирование с красками для получения оттенков и составных цветов. Сделать набросок - линия горизонта и лес вдалеке.
Д/и «Разложи оттенки цвета по порядку», «Составь цвет», «Подбери цветовую гамму к картине», используя цветные таблички. Д/и « Скажи красиво». Чтение стихов С. Есенина «Восход солнца», « Белая берёза».
Игра « Заря – заряница».
Материалы:
Ноутбук с презентацией «Зимнее утро» с фото утренней зари и репродукций картин, запись музыки М. П. Мусорского «Рассвет над Москвой рекой», белые листы бумаги, гуашевые краски, кисточки № 2, № 5, палитры, мольберт, рисунок воспитателя.
4 репродукции картин И.Э.Грабаря.
Красный кокошник для игры.
Ход занятия:
Ребята, сейчас мы поиграем в игру « Экскурсовод». Мы находимся в музее. Я буду экскурсоводом, а вы посетителями музея.
Пройдёмте в следующий зал и посмотрим прекрасные картины известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря. ( Дети садятся напротив выставки репродукций.)
Как называются картины, на которых природа изображена во всей своей красе?
( пейзаж)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, каких художников вы знаете (И.И.Шишкина, И.И. Левитана, Саврасова, И.Э.Грабаря).
Художники выбирали очень красивые или чем- то необычные виды природы .Любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях.
И.Э. Грабарь очень любил рисовать русскую зиму. Посмотрите какие заснеженные поля ,красивые деревья. Теперь я передаю свою указку следующему экскурсоводу и вы будете экскурсоводами по очереди.
- Какое солнце на картинах?
( Яркое ,ослепительное , Его лучи сверкают и блестят на снегу, на деревьях
- Кто хочет рассказать о снеге?
зима снежная, снег похож на глубокий, мягкий ковёр. (Снег нарисован голубой и сиреневой краской.)
- Какие деревья изображены на картинах?
Художник очень любил берёзы. На этой картине несколько берёз, на этой 2 берёзы, на этой 1 берёза. Берёзки красивые, заснеженные, кудрявые, белоствольные. На этой картине веточки у берёзки как кружево.
- Какая погода изображена на картинах?
Погода хорошая, ясная. Небо разливается разными красками. Утром небо золотое, зеленоватое, днём – синее, высокое.
- Какое настроение создаётся у нас, когда мы смотрим на картины?
Когда мы смотрим на картины, у нас создаётся радостное, доброе настроение. Картины художника Грабаря изумительные.
Ребята, я сегодня предлагаю вам стать художниками и нарисовать зимний пейзаж с прекрасным природным явлением. Мы наблюдали с вами на прогулке. (утренняя заря и восход солнца). Посмотрите как фотографы, художники передают красоту зимнего утра. Послушайте музыку М. П. Мусоргского « Рассвет над Москвой рекой».
Показ презентации под музыкальный фрагмент композитора М.П. Мусорского.
- Что понравилось?
( заря, зимние пейзажи, музыка)
Какая музыка (торжественная, величавая, плавная, красивая, превосходная). Послушайте, как поэт С. Есенин написал о восходе солнца:
Загорелась зорька красная
В небе тёмно – голубом
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом
Художники, поэты и композиторы передают красоту родной природы разными способами и средствами выразительности. Поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, художники пишут красками на бумаге или на холсте по очереди.
А сейчас переходим на ковёр и поиграем с разноцветными табличками.
Какие вы знаете основные цвета? (красный, жёлтый, синий)
Д/и «Составь цветовой ряд» На 2 ребёнка 1 основной цвет -6 табличек.
Д/и «Составь цвет» (зелёный, оранжевый, фиолетовый)
Воспитатель показывает фото или рисунок зари, д/и « Подбери цветовую гамму» (голубая, розовая, бледно- жёлтая таблички)
Игра «Заря- заряница». Дети читают стихи « Заря – заряница..» и выполняют игровые действия. (2- 3 раза)
Дети садятся за столы.
Посмотрите какое зимнее утро я нарисовала Что вы видите на моём рисунке?
-Подумайте, какие вы будете использовать цвета красок, чтобы создать картину нежности, лёгкости, нежного морозца? Как получить такие оттенки?
- А теперь представьте, что вы художники и увидели на заре заснеженную берёзу. Солнечные лучи сверкают, блестят разными огнями в снежном убранстве берёзы. От солнечного цвета и тепла создаётся светлое, весёлое настроение.
Представили, открывайте глаза, начинайте рисовать.
Звучит та же музыка.
Анализ детских работ. У всех получилась картина нежного зимнего утра, игра « Экскурсовод» 2-3 ребёнка рассказывают о понравившемся рисунке (что удалось, какое настроение, какая цветовая гамма т. д.), ребёнок читает стихотворение
С. Есенина « Белая берёза».