Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

     Человек - социальное существо. Любые отношения между людьми связаны с общением, культурой общения и потребностью в общении.

     Общение - это взаимообмен между двумя или несколькими людьми. Чтобы общение состоялось, эти люди должны уделить друг другу внимание. В дошкольном возрасте существуют две формы общения: со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. В общении со взрослым психологи (в частности, Лисина М.И.) выделяют несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка.

  1. Ситуативно-личностная форма общения (2-3 месяца). В основе лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Внимание  и доброжелательность взрослых вызывают у детей позитивные переживания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.
  2. Ситуативно -деловая форма общения (от 6 месяцев до 3 лет). На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Взаимоотношение ребенка со взрослым носит характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы взрослые вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом участие взрослых является ведущим. В этот период ребенок начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих конкретных действий.
  3.  Внеситуативно-познавательная форма общения (от  3 до 5 лет). В основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Отношение авторитетно значимых взрослых к успехам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка взрослым влияет на его отношения со сверстниками, на формирование его личности в целом. Положительные взаимоотношения  с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
  4. Внеситуативно-личностная форма общения (от 5 до 7 лет) возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.

   Общение составляет контекст всей нашей жизни и проникает во все ее сферы. Так как же сделать так, чтобы  наше общение с детьми было доверительным? Выготский Л.С., закладывая основы теории развивающего образования, опирался на такое понимание общения ребенка со взрослым, которое было определено им как сотрудничество.  Сотрудничество предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция  педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда ему действительно требуется помощь, предоставляя ребенку свободу в  выполнении этой деятельности и принятии решений внутри ее.

    Еще один из советов человеку, желающему установить хорошую атмосферу в общении: предложите предмет разговора, интересный вашему партнеру, в котором он либо чувствует себя компетентным, либо хочет что-то узнать. Ребенок по своей природе всегда хочет что-то узнать, НО  предлагая ребенку тот или иной предмет общения, необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ему.

     Создавая атмосферу во взаимодействии с ребенком, необходимо также учитывать возможность разных позиций в процессе общения. От того, какую позицию займет субьект общения и какую позицию он отводит своему партнеру, зависит гладкость, бесконфликтность общения, та  степень   доверия, которая возникает между партнерами. Наиболее благоприятную атмосферу в общении создает позиция равноправного партнера, характерная для личностно ориентированного образования. Если воспитатель в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы. Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию,  называется партнерским.   

     Обеспечение равноправности позиций в общении начинается с организации пространства.  В частности, при взаимодействии с ребенком педагогу имеет смысл выбирать позицию "глаза в глаза", которая исключает доминирование педагога в физическом росте взрослого и ребенка. Также при организации групповых занятий, дискуссий, разговоров с детьми садиться или становиться имеет смысл таким образом, чтобы все партнеры видели глаза друг друга. Достаточно сесть с детьми в кружок - и сразу создается атмосфера доверия, открытости, равноправия.

     Помним, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности ребенка и всех психических процессов, особенно значимых для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления, социальных навыков, эмоций и т.д. Детям нравится играть, и они готовы играть 24 часа в сутки, если игра им интересна. И когда ребенок просит взрослого:"Поиграй со мной,"- это означает:"Побудь со мной. Я тебя люблю!". Это просьба об общении, хотя у ребенка, разумеется, существуют и познавательные потребности, которые лучше всего развиваются именно в игре. И роль педагога заключается в том, чтобы организовать совместную игру, участвуя в ней в качестве равноправного партнера. Как и в других видах деятельности, при организации совместной игры, не имеет смысла давить на ребенка или  занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода.

     Таким образом, доверие и  искренность - вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможет ребенку найти свое место в обществе.

     Что касается общения со сверстниками, то, следует отметить, что здесь можно наблюдать множество действий, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Общению сверстников присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ребенка больше возможностей проявить инициативу. Особенностью общения сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он в большинстве случаев не поддержит. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид, непонимания. Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако его общение с ними без взрослых почти всегда оказывается малоэффективным . Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого - в семье и в детском саду.     

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»