Метод проектной деятельности в группах разных категорий
Беляева Светлана Зиновьевна,
воспитатель высшей категории
коррекционной группы ГБДОУ ДС № 134,
Никитина Светлана Игоревна,
воспитатель высшей категории
массовой группы ГБДОУ ДС № 134.
Проблема и её актуальность: необходимость использования метода проектной деятельности в группах для детей разных категорий.
Один из перспективных методов, способствующих решению многих поставленных задач в развитии детей дошкольного возраста, является технология проектной деятельности. Именно данная технология позволяет вести работу по всем направлениям образовательной программы: социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно-этическое. Метод проектов очень интересен для детей всех возрастных групп. Его можно использовать как в массовых группах, так и в группах с детьми с задержкой психического развития.
ЗПР накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни. Становится понятно, что важно вовлекать детей с задержкой психического развития в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, формировала и развивала коммуникативные навыки.[2]
Так использование метода проектной деятельности в группах с ЗПР помогает формировать позитивный социальныйопыт ребенка. Он является уникальным средством сотрудничества между детьми и взрослыми, чего так не хватает детям с задержкой психического развития.
Но изучив полностью данную технологию проектной деятельности, мы пришли к выводу, что она должна отличаться от проектной деятельности в массовых группах. В полной мере использовать метод проекта в работе с детьми с задержкой психического развития невозможно. Учитывая особенности развития детей, тема проектов должна сначала основываться на ближайшем окружении, на наглядных примерах (игрушки, семья, детский сад и т.д.). Тогда как в массовых группах можно сразу начинать с тематики общественной жизни (город, страна, космос). Проекты в группах с ЗПР должны быть краткосрочными, чаще наглядно-подражательными, групповыми, они развивают способности к взаимодействию между детьми и воспитателями, к сотрудничеству детей внутри коллектива, в отличие от проектов массовых групп, где можно проводить индивидуальные проекты. По возрастному показателю уровень психического развития детей с ЗПР на порядок ниже уровня развития детей в массовых группах, поэтому и задачи, поставленные в проекте, будут отличаться своим содержанием.
Задачи для детей массовых групп:[1]
-развитие поисковой деятельности;
-развитие специальных способов – экспериментирование, моделирование;
-развитие способностей и прогнозирование будущих изменений;
-формирование обобщающих способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности.
Задачи для детей с задержкой психического развития:[1]
-пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
-приобщить детей к процессу познания;
-сформировать различные представления;
-привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
-побудить детей к совместной деятельности.
Дети с задержкой психического развития не могут самостоятельно выбрать проблему и пути её решения из-за отсутствия жизненного опыта, а так же из-за недостатка интеллектуального уровня развития, значит и при постановке задач, главная роль возлагается на взрослого.
Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающихпартнёров. Они с желание принимают участие в оформлении газет, альбомов. Способствуют сочинительству детей, помогают в организации и проведении открытых мероприятий. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными, ответственными, уверенными в себе. Использование метода проекта в образовательном процессе детей, помогает научиться работать всем в команде. Даже если проект выполнен неудачно по каким-то причинам, он все равно способствует развитию профессионализма педагогов и познавательных процессов детей.
Вывод: При правильном выборе и постановке задач для осуществления проектной деятельности, продукт получаемой деятельности детей с задержкой психического развития и детей массовых групп почти не отличается.
Метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Этот метод особенно продуктивен в работе по формированию познавательной компетентности у детей с ЗПР. Этот метод, идущий от детских потребностей и интересов, позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса, формируя познавательные процессы детей.
Литература:
- Веракса Н. Е. «Организация проектной деятельности в детском саду» Современное дошкольное образование: теория и тактика, 2008 год.
- Е. Евдокимова «Проект, как мотивация к познанию» Дошкольное воспитание, 2003 год.