Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание у дошкольников интереса к занятиям физической культуры с использованием музыкального сопровождения
и элементов ритмопластики

(Из опыта работы)

Носкова Ольга Васильевна,
инструктор по физической культуре

 

«Кто превосходно соединяет гимнастику с музыкой…,
того мы по всей справедливости можем назвать
человеком вполне гармоническим...»

Платон

 

Физическое развитие является одним из основных критериев развития ребенка. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Однако  в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития.

Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.

Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников,  утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется  здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:

  • Повысить    интерес    детей к    различным    видам    двигательной деятельности.
  • Увеличить объём двигательной активности детей.
  • Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
  • Поднять эмоциональный настрой детей.

Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением традиционного и нетрадиционного оборудования, музыкального сопровождения, различных форм и методов организации детей.

Особенностью моих физкультурных занятий с использованием нетрадиционного и традиционного физкультурного оборудования является звучание музыкальной фонограммы на протяжении всего или большей части занятия.

Характер музыки подсказывает детям образ упражнений под музыку. Задания вводной части занятия (ходьба, бег, перестроения, использование предметов для общеразвивающих упражнений) стараюсь пропевать. В это же время звучат поощрительные и подбадривающие  слова в адрес детей, закрепляются правила техники безопасности при движении и выполнении.  Поэтому задания выполняются более чётко, ритмично, выразительно. Детки больше следят за своей осанкой.

Для каждого вида движений используется разная, «своя» фонограмма. При первых же аккордах дети мгновенно реагируют на смену музыкального фона, переходя от одного вида движений к следующему. Это экономит время занятия (не надо долго словесно объяснять, что закончили и начали), а так же практически исключает время простоя при объяснении, что положительно сказывается на плотности занятия. Одним словом, решается проблема затраченного времени на переход от одного вида деятельности к другому.

Часто общеразвивающие упражнения заменяю небольшими музыкально-танцевальными композициями. Дети с удовольствием подпевают, если при этом есть слова.

Подвижные и малоподвижные игры тоже заменяю музыкально-подвижными. Благодаря многим музыкальным программам и детским музыкальным авторам, сделать это не сложно. В своей работе я использую музыкальный материал программы «Праздник каждый день», «Ладушки», «Танцевальная ритмика для детей» - Т.И. Суворовой, «Ритмическая мозаика» - А.И. Бурениной, «Мир танца для детей» - И.Э. Бриске,  фонограммы Екатерины и Сергея Железновых и многие другие.

Большое значение в обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям имеют приёмы имитации и подражательные движения. При помощи подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяют свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.

Облегчается процесс запоминания, освоения упражнений, повышается эмоциональный фон занятия, что способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

По развитию сюжета детям предлагаются для выполнения (ознакомления или закрепления) те или иные виды основных движений. Не выходя из образа, они «отправляются в путь», преодолевая различные препятствия. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под «свой» музыкальный эпизод. При этом у ребёнка возникают определённые моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений.

Эффективность заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую нагрузку на все группы мышц.

Развитию интереса к движению способствует и частая смена обстановки. Это заставляет детей по-разному приспосабливаться к новому, применять различные варианты в каждом конкретном случае. Чем чаще меняется обстановка физкультурного оборудования, тем больший опыт (двигательный) приобретают дети.

Поэтому в своей работе стараюсь максимально разнообразить использование физкультурных пособий, что вызывает у детей интерес к движениям, предупреждает развитие двигательных стереотипов, активизирует творческие способности. Чаще всего это нестандартное оборудование и наглядно - демонстрационный материал.

Для укрепления здоровья детей и развития их воображения, фантазии использую элементы психо-гимнастики в сочетании с точечным массажем.  Дети осваивают упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.

Для увеличения самостоятельности двигательной деятельности, интереса к занятиям физической культуры в каждой группе создан спортивный уголок с различным физкультурным инвентарём, где дети могут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движениями, повторять, сравнивать, избирать.

Интересно наблюдать за детьми, когда после очередного похода в спортивный зал, в свободной деятельности или на свежем воздухе они начинают играть «в физкультуру»… В такие моменты начинаешь понимать, что все мои старания начинают давать положительные результаты. А при следующей встрече с детьми приятно видеть их горящие глаза, сияющие улыбки и слышать вопросы: «А что мы сегодня будем делать?»

Формированию    интереса    к    занятиям    физической    культуры   способствует и активный отдых, куда входят физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья, каникулы.

При организации активного отдыха, для повышения эмоционального фона, красочно оформляю места его проведения (физкультурный зал, спортивная площадка),  а также использую музыкальное сопровождение.

На каждую тему праздника, досуга подбираются соответствующие фонограммы. Это могут быть и плюсовые, и минусовые варианты исполнения.

Содержание физкультурного досуга, составляют в основном, все знакомые детям подвижные игры и физкультурные упражнения, обновляемые путём введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции. В конце каждого праздника дети награждаются медалями, спортивными дипломами.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении интереса можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.

Благодаря общению с педагогами и участию в жизни детского сада, родители приобретают опыт взаимодействия, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов.

Сочетание игры, образа, сюжета, музыки и движения позволяет добиться положительного результата в работе.

Об этом свидетельствуют положительные отзывы родителей, хорошее настроение и горящие глаза детей, когда они приходят на обычные физкультурные занятия, и при совместной активной деятельности между детьми, либо совместно с родителями (мамы, папы, бабушки и дедушки).

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, направленная на совершенствование старых и поиска новых средств, методов и форм физического воспитания детей дошкольного возраста, положительно влияет на развитие интереса к занятиям физическими упражнениями, создаёт положительный эмоциональный фон, осознанное отношение к здоровому образу жизни.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»