Статья
Проектная деятельность на тему «Наша Родина-Россия»
по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Шевелёва Татьяна Ивановна,
воспитатель первой категории ГБДОУ детский сад №64
комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Цель проекта:
Развитие связной речи детей через воспитание любви и интереса к своей родной стране.
Задачи проекта:
-
Основная задача- развитие связной речи детей.
-
Развитие словаря.
-
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.
-
Формирование грамматического строя речи.
-
Формирование представлений детей о том, что Россия — огромная страна.
-
Воспитание чувства гордости за свою родную страну.
-
Воспитание уважительного, дружелюбного отношения детей к людям разных национальностей.
-
Формирование представлений о том, что в родном городе живут люди разных национальностей.
-
Закрепление знаний детей о государственной символике РФ: гимне, флаге.
-
Знакомство с глобусом, с помощью которого можно определить форму, поверхность нашей планеты; знакомство с картой мира.
-
Воспитание интереса к творчеству русского народа.
Этап и его содержание, календарный срок |
Задачи работы |
Формы работы по решению задач |
|||
Совместная деятельность (образовательные ситуации) |
НОД |
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды (ситуации общения) |
Условия развивающей среды |
||
1. Изучение активация личного опыта детей по данной теме |
Развитие разговорной речи, ЗКР, грамматика. |
Беседы об окружающем мире ребенка из его личного опыта, носящие диагностический характер. |
|
|
Подборка фотоматериала о России и его жителях; альбомы с символикой разных государств; фотоальбомы с фотографиями детского отдыха; глобус; карта России. |
2. Накопление познавательного содержания по теме. |
Обогащение и активация словаря; развитие диалогической речи; худ. литература; ЗКР, грамматика. |
Рассматривание национальных игрушек, костюмов и символов России; сравнение людей разной национальности (похожи и не похожи); чтение сказок и стихов; дидактические игры; словесные упражнения; пальчиковая гимнастика; просмотр видео и фотоматериалов; организация посещения зоопарка и музеев (этнографического, музея кукол, музея хлеба и др.) |
Россия на карте мира. (Символика; животный и растительный мир России; народные костюмы, игрушки и быт людей; устное народное творчество; Люди разных национальностей живущие в одной стране) |
Сюжетно — ролевые игры; подвижные игры с текстом; дидактические игры; театрализованная деятельность строительно — конструктивные игры; самостоятельная изобразительная деятельность; детское экспериментирование (воздух, вода, снег, лед, Солнце, огонь); труд в уголке природы (уход за растениями и животными). |
Атрибуты для сюжетно — ролевых игр (набор путешественника, элементы национальных костюмов); наборы животных живущих в России; разные виды театров сказок; разные виды конструкторов; Книги со сказками и стихами; раскраски с национальными костюмами, с животным и растительным миром России; уголок природы и детского экспериментирования; альбом с детскими рисунками изображающими символику государства. |
3. освоение форм монологической речи на содержании темы. |
Обучение описательному рассказу, сочинение загадок; повествовательному рассказу; рассказу — контаминации. |
Описательных рассказов и загадок о животных, растениях, костюмах и игрушках, придуманных детьми, для дальнейшего использования их на занятии; составление рассказов по сюжетным картинкам; заучивание стихов. |
Отгадывание загадок придуманных ранее детьми. Составление описательных рассказов с использование моделей. Рассказывание стихотворений. Пересказ сказок и рассказов, разных народов, прочитанных ребенком дома. Рассматривание картины. |
Рассматривание фотографий детского отдыха и составление рассказов по ним. Проявление субъектной позиции ребенка при составлении самостоятельного рассказа по карте или глобусу и рассказывание его своему сверстнику. Сюжетно — ролевые игры. |
Модели для составления описательного рассказа; альбомы с фотографиями и рассказами детей о своих путешествиях; сюжетные картинки. |
4. Развитие творческих способностей детей. |
Обучение разным видам творческого рассказывания |
Составление рассказов; где бы мне хотелость побывать? Какое животное (растение) я хотел бы завести дома? Сочинение сказок или рассказов (каждый придумывает предложение) |
ТРИЗ (Что случится, если...); придумывание творческих рассказов с использованием моделей и сюжетных картинок. |
Свободное сочинение сказок или рассказов с последующим обыгрывание. |
Наличие развернутой и обогащенной среды с учетом субъектной позиции детей. |
5. Итоговый проект. |
Коллективная работа детей и упражнение во всех речевых формах на содержании темы. |
-Викторина -Конкурс |
Презентация-описание проекта
«Наша Родина-Россия»
1 этап
Наблюдение и проведение индивидуальных бесед с детьми, для того чтобы узнать запас знаний по данной теме.
Внесение в развивающую среду группы фотоматериалы о России и её жителях, альбомы с символикой разных государств, а также фотоальбомы с фотографиями детского отдыха; глобус и карту России.
2 этап
Организация НОД, на которых идет знакомство детей с символикой России. В совместной деятельности рассматривание национальных костюмов, игрушек и быт людей.
Знакомство с устным народным творчеством. Работа с родителями: посещение с детьми этнографического и зоологического музея.
В развивающую среду внесение атрибутов к сюжетно-ролевым играм и разные виды театров (би-ба-бо, театр ложек).
В уголок по изобразительной деятельности выкладывание раскрасок с изображением национальных костюмов.
3 этап
Составление и придумывание загадок и рассказов с детьми. Составление их по моделям.
Привлечение родителей к чтению сказок разных народов дома на тему «Русские национальные праздники». Пробуждение детей к тому, чтобы они могли поделиться своими знаниями со сверстниками (Андрей болел, расскажи ему что ты узнал нового).
В развивающую среду внесение модели для описательного рассказа, альбомы с фотографиями и рассказами детей о своих путешествиях.
4 этап
Использование ТРИЗ для развития творческих способностей детей и логического мышления.
Составление творческих рассказов, сочинение сказок, разыгрывание представлений (по сказкам разных народов).
В развивающую среду внесение материалов и атрибутов с учетом субъективной позиции ребенка.
В самостоятельной деятельности дети будут сочинять рассказы и сказки, а после обыгрывать их.
5 этап
Проведение с детьми всей группы конкурса-викторины по данной теме.