Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Логопедическая экскурсия по раннему возрасту или что нужно  знать о развитии речи малыша

Уманцева Ольга Владимировна,

учитель-логопед ГБДОУ №25 Петродворцового района, г. Ломоносов

  • Ваше общение с малышом должно стать более активным.
  • Сопровождайте речью весь процесс ухода за ребенком.
  • Разговаривайте с малышом эмоцио­нально, выразительно, четко и пра­вильно произносите слова.

Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

 

Конечно, с этого момента и на протяжении всего периода новорожденности вы будете прежде всего постоянно думать о том, чтобы малыш был здоров, сыт, хорошо спал, прибавлял в весе и рос. Но его нервно-психиче­ское развитие, а значит, и развитие речи не должны уходить на второй план.

 

Теперь ваше общение с малышом должно стать еще более актив­ным, чем до его рождения. Рефлекторные крики, о которых мы уже го­ворили, возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со сто­роны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., то есть с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Но реф­лекторные крики у ребенка сохраняются до восьми недель. При нор­мальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и дру­гими близкими крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответ­ствуют звукам родного языка. Интересно, что дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.

 

2 месяца. Уже в два месяца ребенок отвечает улыбкой на ваше обращение, ищет источник звука, поворачивая голову в его сторону.

 

3 месяца.В три месяца младенец ищет вас взглядом. Он нуждается в общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку.

Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т. д. К концу третьего месяца у малыша по­является первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

 

4 месяца.В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук,

продолжает певуче гулить, что способствует развитию речево­го дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается ком­плекс оживления со смехом — он сучит ножками, машет ручками и весело хо­хочет именно при эмоциональном общении с вами. В это время для игр с ма­лышом вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек вы сможете не только поиграть с малы­шом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос или в сторону работа­ющего телевизора, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

 

5 месяцев.Итак, к концу периода гуления, то есть к концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на звуки [к], [г], [х], потом начинают появляться звуки, похожие на [п],[м], [б], [т], [н]. Артикуляция (правильное положение органов речи) этих звуков сходна с актом сосания, поэтому они наиболее легко осваиваются малышом. Затем появляются звуки, похожие на [в], [ф], [с], [з]. Кроха на­чинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода ле­пета. И если гулят одинаково младенцы всех народов мира, то в лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребенку языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говоряще­го. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто бы спра­шивая: «Как ты это делаешь?»

Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т. е. повторяются им вслед за ребенком. Вы услышали, что у ма­лыша появился слог «ма». Повторите его несколько раз, четко произнося звуки, потом пойте на разные мелодии: «Ма-ма-ма! Ма-ма-ма-ма!»

 

6 месяцев.В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Тя-тя! Ня-ня!» Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок впервые сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов «па» и «ма».

Интересно, что в период лепета ребенок произносит самые разнообраз­ные и сложные звуки, а затем медленно и с величайшим трудом учится артикулировать их в слове. Отмечают, что в лепете многих русскоязычных мла­денцев присутствует даже самый сложный в русском языке звук [р]. Ничего удивительного тут нет. Дело в том, что в лепете царит непроизвольность. У ребенка еще нет необходимости воспроизводить определенные звуки в определенный момент, в определенных сочетаниях, в конкретных словах.

 

7 месяцев. К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реак­циями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма!» Если он не хочет есть, он отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобраз­ной формой самостоятельной деятельности. В лепете семи-, восьмиме­сячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это про­явление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интони­рованной, выразительной. Продолжайте петь малышу. При умывании и ку­пании пойте:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Совершая утренний туалет, расскажите своей дочке потешку:

 

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

 

А для сына подойдет вот такая потешка:

 

Расчешу сыночку

Кудряшки-завиточки.

Вот какие завитушки,

Завитушки словно стружки.

 

При кормлении расскажите дочке веселый стишок:

 

Наварили каши

Маленькой Дуняше.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

 

А для сына подойдет вот такая потешка:

 

Кушай кашу, мой сыночек,

Будешь крепким, как дубочек.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

 

9 месяцев.В девять месяцев у ребенка появляется так называемый модулированный лепет, или лепетное декламирование. Ре­бенок произносит слоги и цепочки слогов с различными инто­нациями. Сидя в манеже или кроватке и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы. Он с удовольствием играет с вами в широко известные народные игры «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

—  Ладушки, ладушки, Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Пили?

— Простоквашку.

—  Кыш, кыш, полетели,

На головку сели.

 

Сорока кашу варила,

Детей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

 

Ты мал,

Коры не драл,

Воду не носил,

Кашу не варил.

Не дам тебе каши!

 

Не случайно наши прапрапредки играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

 

10 месяцев.С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некото­рых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в ре­чи. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, гово­рите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразитель­ной, напевной.

 

11 месяцев.В одиннадцать  месяцев у  ребенка  появляютсяслова не, да с соответствующими жестами.

 

12 месяцев.К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающего ребенка присутствует 10—15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т. п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколь­ко предметов и действий. Например, слово ли будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му, га-га, пи-пи. Он начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Его интересуют все предметы, находящиеся в поле зрения. Вам пришлось позаботиться о безопасности малыша, убрать все лишнее, закрыть электророзетки и острые углы мебе­ли. Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать исобирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего разме­ра, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверо­стишия, например из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказывае­те русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показы­вая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишия:

 

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

 

«И-го-го!» — вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

 

«Бе-бе-бе!" — барашек черный.

Он веселый и проворный.

 

«Me! — кричит козел сердито,—

Опрокинуто корыто».

 

«My! My! My! — кричит корова,—

Забодаю Катю с Вовой».

 

14 месяцев.В четырнадцать месяцев у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова, Например, увидев лошадку, ре­бенок произносит «но-но», а показывая на машину, говорит «би-би».

 

1,5 года. В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50—60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!») Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершен­ством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фоне­матического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном

речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических конту­ров слов. Например: итотьки — цветочки, бибибиська воробьишка, ибуяська — Чебурашка и т. п. После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом — трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребе­нок переходит к построению предложений. Появляются формы множествен­ного числа существительных и глаголов (ноги, идут).

 

2 года.К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить.Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.)

Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграф­ной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ре­бенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в опреде­ленной ситуации.

В это время малыш начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), на­речия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), есть соединительные союзы.

 

2,5 года.Уже в два с половиной года ребенок, речь которого развивается  нормально,  использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок.), задает во­просы со словами где? когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)

 

3 года.К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи          сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит кон­фетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с'], [з'], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р], [р']. [л], [л'].

Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропа­тологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожале­нию, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстни­ков. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в од­ной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются суще­ственным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девоч­ки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отде­лов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефало­патия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»