СТАТЬЯ
"Познание формируется с рождения"
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности
ПОЗНАНИЕ– процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
В ходе познания исследуются внешняя и внутренняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же сам субъект познавательной деятельности - человек.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1. Познавательные (психические) процессы – восприятие, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение…)
2. Информация – опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира, источники информации.
3. Отношение – чувственно – эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты или предметы, события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.
Так, уровень сформированности познавательных (психических) процессов определяет возможности ребенка в познании, помогает усвоить:
- способы получения информации (или способы познания)
- пути переработки информации,
- степень осознания и усвоения информации.
А уже с получением информации у человека всегда складывается определенное отношение к этим сведениям и событиям.
Основная цель образовательной области «Познание» - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.
Достижение целей развития у детей познавательного интереса, интеллектуального развития происходит через решение следующих
ЗАДАЧ:
- развитие сенсорики;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи познавательного развития можно решить следующими путями:
- Создание условий, побуждающих к самостоятельной познавательной активности(когда дети хотят получить еще больше информации)
Например:
- прогулки по прилегающим к детсаду местам;
- наблюдения за окружающими явлениями и объектами ;
- экскурсии по детскому саду и за его пределами;
- создание и пополнении развивающей среды и т.д.
2. Прямое педагогическое воздействие на познавательную активность детей(в совместной деятельности стараемся дать максимум информации)
Например:
- организованная совместная деятельность педагога с детьми (занятия по познавательному развитию);
- групповые праздники, развлечения;
- совместные игры с комментированием и анализом;
- решение проблемных ситуаций и т.д.
Предметно - развивающая среда в свете требований ФГТ
Цель организации развивающей среды – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
Задачи, решаемые при создания предметно – развивающей среды:
- Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
- Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
- Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
- Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Развивающая среда помогает детям
в младшем возрасте
накопить опыт в предметно – познавательной и коммуникативной деятельности
в среднем возрасте
формировать опыт совместного со сверстниками действия, в развитии познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности
в старшем возрасте
формировать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу, участвовать в преобразовании предметно – развивающей среды группы.
Обстановка в группах должна создаваться таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы должно быть разделено на уголки, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы уголков могут быть различными, однако основные, есть практически везде. Их наполняемость зависит от половых и возрастных отличий детей, их индивидуальных особенностей, программы, по которой работает детский сад и группа.