Школьная готовность
Осипова Тамара Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ№104,
Невского района Санкт-Петербурга.
В детском саду я работаю с 1990 года. И если в те «далёкие» годы подготовительные курсы в школе для будущих первоклашек были редкостью, то уже в 1998 году, когда я провожала свою дочь в первый класс, они были практически в каждой школе. Родители записывали своих детишек на подготовительные курсы по нескольким причинам: чтобы попасть после курсов именно в эту школу, к определённому учителю, овладеть навыками письма, чтения, счёта. За время работы в детском саду у меня было уже много выпускных групп, и уже в старшей группе я проводила родительское собрание на тему готовности к школе. На вопрос воспитателя: «Что, по вашему мнению, включает в себя понятие школьная готовность?», - большинство родителей отвечали, что готовность ребёнка к школе определяется умением читать, считать, писать. Сейчас родители достаточно хорошо ориентируются в вопросе школьной готовности, но тем не менее эта тема заслуживает особого вни мания всех родителей, а не только родителей дошколят-подготовишек.
Под готовностью к школе с точки зрения педагогов и психологов мы понимаем тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребёнка.
Таким образом, готовность к школе может быть рассмотрена по двум сложным параметрам:
- физическая готовность,
- психологическая готовность.
Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:
Интеллектуальная готовность– это соответствующая возрастному уровню зрелость познавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление).
- Ощущения(слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные). На уроках информация от учителя поступает прежде всего в виде слов. Если ребёнок плохо слышит, то он не понимает материал и не запоминает его. Бывают случаи, когда дети не успевают в школе, потому что у них не развит слух, а он сидит за последней партой. Зрительные ощущения так же имеют большое значение. Ребёнок может не видеть, что написано на доске и поэтому требуется проверка зрения.
-восприятие (ребёнок должен научиться выделять фигуры из фона, то есть выделять предметы, отдельные слова).
-представление(ребёнок должен научиться представлять то, о чём говорится в устной речи по всем каналам ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные,, прикосновения, кинестетические, эмоциональные). Чем лучше у ребёнка развиты ощущения, тем лучше он может представлять.
- воображение(ребёнок должен уметь строить новые образы, видеть, слышать и т.п.то, что он раньше не воспринимал.
-мышление(логическое, творческое).
-память(кратковременная, долговременная, слуховая, зрительная)
-внимание (объём, распределение, устойчивость/работоспособность).
Личностная готовность - это зрелость системы отношений дошкольника: отношение к самому себе, отношение к взрослым, отношение к сверстникам, адекватная оценка, самооценка, отношение к обучению в школе.
Эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции, управлять эмоциями.
Субъектная готовность – это зрелость дошкольника, как будущего субъекта учебной деятельности (овладение навыками письма, чтения, счёта, развития моторики).
Мотивационная готовность. Под мотивационной готовностью мы понимаем зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности (познавательная, мотивация и мотивация достижения), желание учиться. Успешно учатся дети, у которых развит интерес.
Волевая готовность –это способность принимать задачу, действовать по её осуществлению, анализировать полученный результат.
Коммуникативная готовность– это способность дошкольника адекватно устанавливать контакты со сверстниками, малышами, взрослыми.
Таким образом, если говорить об овладении ребёнком навыками письма, счёта, чтения в дошшкольном периоде, то это лишь одна из составляющих школьной готовности.
Особого внимания заслуживает и вопрос физической готовности к школе. Многие родители будущих первоклашек выбирают для своего ребёнка «престижную» гимназию, в которой, по их мнению, сын или дочь получат отличное образование. Желание родителей понятно. Но встаёт вопрос: а позволяет ли физическое здоровье ребёнка справиться с программой гимназии, посильна ли ему такая нагрузка? Если ребёнокфизически слаб, часто болеет, то пропущенный материал освоить и наверстать очень сложно. К тому же при переутомлении в организме образуется яд – кинотоксин, а чем это обернётся для физического и психического здоровья ребёнка, можно только представить.
В завершение хочется отметить, что если в сентябре, когда дети только начинают ходить в школу на тподготовительные курсы на вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу?», - практически все отвечают утвердительно, то к окончанию занятий многие уже дают отрицательный ответ. В первом классе им учиться уже неинтересно. И неоднократно уже говорилось о том, что у первоклашек наблюдается «синдром потухших глаз».
Ни для кого не секрет, что основной вид детской деятельности в детском саду – это игра. Пусть дети проиграют своё дошкольное детство, пусть он развивается в игре и тогда в школу они пойдут с радостью и не будут играть с куклой под партой.