Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дети и блокада. Ангелы осажденного города

Морозова Ирина Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №27 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Цель.

·        Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории своего города, страны.

·        Установить связь между поколениями.

·        Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа.

Задачи.

·        Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге  советского народа  во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.

·        Сформировать представление, о том за какие заслуги  город                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Ленинград получил звание  города-героя.

·        Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.

·        Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.

·         Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Беседа.

Ребята, в этом году 27 января наш родной город отмечает великую дату – 70-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады! В Санкт – Петербурге установлено много памятников тем, кто защищал Ленинград, освобождал от фашистской блокады и восстанавливал его после войны.  Также есть памятники маленьким ленинградцам, на долю которых выпало перенести все ужасы блокады. С ними я и хочу вас познакомить.

 

Слайд №2..В Яблоневом саду на Наличной улице Санкт-Петербурга установили небольшой, но очень значимый для города памятник детям блокадного Ленинграда. Символом этих страшных страниц истории города стала маленькая девочка в валенках с куском блокадного хлеба в руках.

Слайд №3. Мемориал «Цветок жизни». Этот цветок – памятник детям, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!” Это вечный цветок жизни.

Слайд №4. Рядом  с «Цветком жизни» находится плита, на которой высечена надпись: "Во имя жизни и против войны. Детям - юным героям Ленинграда 1941 - 1944 годов». «Вокруг памятника высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады.  Существует традиция повязывать на деревья галстуки в память о юных защитниках Ленинграда.

 Слайд №5. Аллея Дружбы. На стелах, расположенных вдоль аллеи, рассказывается о героизме юных защитников Ленинграда.  Здесь перечислены имена пионеров - Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград и подвиги, которые они совершили. 

Слайд №6.На невысоком холме в конце аллеи Дружбы установлены гранитные "страницы" знаменитого дневника Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской школьницы.  Семья Савичевых погибла, а Танин дневник стал символом ленинградской блокады. Эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа обвиняющего фашизм.  

 Слайд №7. Давайте представим с вами летнее мирное утро -22 июня 1941 года.

Спит малыш, обняв игрушку -
Длинноухого щенка.
В мягком облаке — подушки
Сны спустились свысока.
Не буди его, не надо,-
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он  узнает не из книг… 
Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою,
Собирают журавлят… Елена Коковкина.

Что же произошло 22июня 1941 года? Правильно началась Великая Отечественная война.

Слайд №8. Восьмое сентября – день начала фашистской блокады Ленинграда. Что же такое блокада? Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда. Пламя страшной войны не пощадило ни одну ленинградскую семью. Для всех поколений горожан в слове «блокада» запечатлена память о тех, кто погиб во время блокады.

Слайд №9. Давайте  мысленно, на время, вернемся в те военные годы и узнаем, сколько пришлось пережить ленинградцам, какие муки вынести, чтобы выжить и одержать великую победу в те трудные, блокадные дни.

 И что же пришлось  пережить  ленинградским детям во время блокады? Что смогут рассказать  нам о том страшном времени военные фотографии, видео и воспоминания детей военной поры?

Слова "дети" и "блокада" трудно поставить рядом. Но война соединила их вместе. Более четырехсот тысяч детей ( от младенцев до школьников и подростков) оказалось в блокадном Ленинграде. И далеко не всех удалось вывезти по Дороге Жизни. Малышей блокадного Ленинграда можно назвать  «ангелами осажденного города».

Слайд №10. Дети росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями.  От лишений  и голода погибали в первую очередь дети. Поэтому их и решили распределить по детским домам, которые хоть как-то снабжались продуктами.

 Слайд№11.

За свой недолгий путь земной,
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное — блокада.
Его застывшая слеза 
В промёрзшем сумраке квартиры -
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…

Елена Коковкина

Что должно было случиться с детским сердцем, увидевшим все ужасы блокады. Ребёнок, прошедший через ужасы блокады, ребёнок ли? Хотелось бы узнать, как дети пережили этот тяжелейший период в истории страны?

 Слайд№12.  «Рисуют дети блокады».Шурик Игнатьев, трех с половиной лет,  в детском саду покрыл свой листок беспорядочными   карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. На вопрос воспитательницы, что ты нарисовал, он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего.

Слайд №13. Особенно тяжелым был первый год блокады.  Зима была очень холодная, а в Ленинграде не работает водопровод, отопление, нет запасов продовольствия. Голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея.Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки.

Слайд №14.Очень много взрослых и детей умерло от голода в первый год блокады.

В последний путь.

Твоя душа взметнулась в небо,
Голодное покинув тело.
А мать несла краюшку хлеба
Тебе, сынок… да не успела… Елена Коковкина.

Слайд №15,16.Город, несмотря на блокаду, оставался главным центром по производству оружия. В Ленинграде военные заводы продолжали свою работу и во время бомбардировок и воздушных налетов. Ленинградцы, чтобы выжить, должны были трудиться.

Великий труд выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они носили воду из проруби на Неве, потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они предотвратили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они стояли в очередях за хлебом…

Пионеры разносили почту, ухаживали за раненными бойцами, пилили дрова. Школьники чинили белье и  шили подарки для фронтовиков, выступали перед ними в госпиталях. Дети не доедали, были истощены, но делали для города и для фронта все что могли.

Слайд №17 - 19. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы дети  могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!».

Слайд №20.А весной у школьников начиналась «огородная жизнь».   Они выращивали овощи.

Слайд №21.Но, все же, главным подвигом юных жителей города была учеба.Несмотря на суровую обстановку школьники приступили к учебным занятиям. К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки.  Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Слайд №22, 23.Учиться в жестоких условиях зимы было очень тяжело. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила в чернильнице.  В незабываемые январские дни 1942 года, были объявлены каникулы, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.Один из участников блокады П.П. Даниловвспоминал: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение». 

Слайд №24. Обстрелы города фашистами не прекращались. От них  страдали  не только  взрослые, но и дети. Нужно было эвакуировать детей из города. Единственно возможный путь по воде - через Ладожское озеро. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. За дни блокады по этой дороге удалось эвакуировать более 1 миллиона ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.За время блокады детям Ленинграда пришлось вынести все тяготы наравне со  взрослыми.

Слайд №25.15, 5 тысяч юных ленинградцев были награждены медалью "За оборону Ленинграда". Через всю историю героической обороны Ленинграда они прошли как достойные соратники взрослых.  И в том, что город выстоял и победил,  есть и их заслуга!  Хочется только позавидовать их стойкости и мужеству, а также сказать огромное спасибо за их подвиг!  Глядя на этих девчонок и мальчишек, подумайте, а как бы вы поступили в их годы…

 

Слайд №26. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

images/files/Deti_i_blokada.pdf

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»