Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, сказал первое слово, удивил своим «я сам», задал свой первый вопрос.
А вот он уже весело скачет по дорожке, делится впечатлениями, с удовольствием выполняет поручения.
Нас поражает быстрота его успехов: вчера он еще ничего не умел, а сегодня уже со всем справляется.
Постепенное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребенка.
Много должен знать и уметь малыш, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное.
Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими, как: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
.
Место оригами в воспитательно-образовательном процессе
Прежде всего, ребенок учится «общаться» с бумагой, угадывать ее качества; развивается мелкая моторика пальцев. Я считаю, что это очень важно для нормального формирования речи.
Дошкольникам нужно как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами, и оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много – они еще и разнообразны.
Очень важно, что при складывании фигурок работают обе руки, а значит, успешно развиваются оба полушария.
Оригами развивает физиологические (анатомические) и психические (интеллектуальные) способности ребенка, активизирует взаимодействие полушарий и полнее раскрывает ресурсы организма.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами
.
Роль оригами в коррекционной работе.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, активизирует мыслительные процессы.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий.
Оригами способствует концентрации внимания, т. к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Я начала все активнее включать оригами в воспитательно-образовательный процесс, т. к. считаю, что занятия оригами обладают универсальной коррекционной психолого-педагогической особенностью.
Именно в нашем детском саду, который является коррекционным, это очень важное направление в работе.
У наших детей не только проблемы с физическим здоровьем, но они еще имеют и психологические проблемы.
По моим наблюдениям оригами – отличное средство, которое помогает корректировать различные поведенческие типы дошкольников (от агрессивных до застенчивых), стабилизирует психоэмоциональное состояние, снимает тревожность, помогает в работе с гиперактивными детьми.
В процессе работы я поняла: чтобы заинтересовать ребенка, снять напряжение, помочь преодолеть страх, можно соединить оригами со сказкой.
Сложив из бумаги поделки, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие.
Сказку можно рассказывать в процессе складывания или прочитать до занятия и предложить детям создать из бумаги ее героев. Таким образом, фигурки из бумаги становятся иллюстрациями к разным сказкам.
Из нескольких фигурок на листе создается целая картина: пейзаж, узор или иллюстрация к сказке.
Ребенок, видя сказку, созданную своими руками, чувствует себя настоящим художником, творцом.
Нетрудно представить, как это развивает воображение, фантазию, сколько положительных эмоций получает ребенок.
Значение оригами
- Средство для развития речи.
- Эффективное коммуникативное средство
- Средство для развития интеллекта.
- Средство для развития воображения и пространственного мышления.
- Средство для выработки умения слушать, понимать и выполнять инструкции.
- Средство для развития мелкой моторики.
- Средство для координации работы рук и глаз.
- Возможность проявить самостоятельность и выявить творческий потенциал.
- Средство для формирования трудолюбия и аккуратности.
- Средство для коррекции гиперактивных детей.
- Средство для получения эстетического удовольствия и развития положительных эмоций.
Задачи:
- Познакомить детей с новым видом искусства.
- Научить детей различным приемам и способам взаимодействия с бумагой.
- Развивать мелкую моторику.
- . Обогащать словарь детей за счет введения терминов, принятых в оригами.
- Формировать связную речь.
- Закреплять знание геометрических фигур.
- Развитие глазомера
- Развитие умения координировано работать и правой и левой рукой
- Развитие конструктивного мышления.
- Вырабатывать умение слушать, понимать и выполнять инструкции.
- Активизация мыслительных процессов.
- Развивать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Способствовать концентрации внимания.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
- Развивать воображение и фантазию.
- Создавать положительный эмоциональный настрой
Использование, заложенных в оригами, педагогических и психотерапевтических возможностей помогает усовершенствовать и обогатить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Оригами как метод – это целый комплекс качеств, необходимых в работе с детьми:
- дидактическое средство для развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта;
- средство, помогающее корректировать различные поведенческие типы дошкольников, стабилизирующее психоэмоциональное состояние, снижающее тревожность;
- эффективное коммуникативное средство;
- способ формирования таких положительных черт, как трудолюбие, аккуратность, творческая активность, воля;
- занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз;
- возможность проявить самостоятельность;
- активный отдых;
- эстетическое удовольствие.
Включая оригами в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников регулярно и планомерно, можно быть уверенным в том, что:
- ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»);
- ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»).
В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.
Мир детской игрушки с каждым днем становится все богаче и сложнее. Тем не менее дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Ведь для этого нужно совсем немного: бумага и создание и поддержание у детей интереса к оригами.
Нет ребенка, который бы не сумел или не захотел сложить фигурку в технике оригами. Потому что в оригами у детей все удается и все получается, для них это – ситуация успеха.