Конспект занятия по экспериментированию
с песком в старшей группе
Цели: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи: закрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки- умение работать в паре .
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, подносы, вода, стаканчики, палочки, воронка и пустая полиэтиленовая емкость, увеличительные стекла, тертый цветной мел, пластиковые контейнеры для смешивания песка и мела, пластиковые ложечки, клей ПВА, кисточки , картон.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята к нам в сад пришло письмо от Чебурашки. (Показывает письмо ) Он пишет, что ему подарили Золотую рыбку. В аквариум Чебурашка налил воды из реки . С водой попал мелкий мусор, бумажки, палочки. Чебурашка просит подсказать ему, как очисть воду в аквариуме.
Выслушивает предложения детей.
Эксперимент 1.
Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях- это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок и будем медленно выливать заранее приготовленную воду , примерно такую же, какая была у Чебурашки . ( В нее мы положим бумажки мелкие палочки).
Что происходит с водой?
Где остается мусор?
Ответы детей : ( мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него)
Воспитатель: сделаем вывод- Что делает песок с водой?
Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)
Воспитатель: давайте обозначим наши действия моделью (выставляет модель- водопроницаемость песка )
Воспитатель: мы посоветуем Чебурашке таким же образом очистить воду в аквариуме.
Эксперимент 2.
Воспитатель: возьмите емкости с песком и медленно высыпайте на поднос, при этом не забывайте о мерах безопасности ( нельзя дуть на песок). Возьмем увеличительные стекла и рассмотрим из чего состоит песок. На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета ?
Как высыпается песок? На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка?
Ответы детей -( песочные часы)
Ответы детей ( песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто- оранжевый)
Воспитатель показывает песочные часы :огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.
Воспитатель: возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке??
Ответы детей : ( на сухом песке рисунок не сохраняется, тк песчинки разлетаются)
Воспитатель: посмотрите на модель « сухих песчинок». Они могут стоять друг от друга на любом расстоянии.
Воспитатель: А теперь представим , что мы песчинки, встанем все вместе будем выполнять движения:
«А часы идут тик так, тик-так, в доме кто умеет так?
Это маятник в часах отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка,
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга,
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
А часы идут, идут , иногда вдруг отстают.
А бывает , что спешат, словно убежать хотят,
Если их не заведут, то они совсем встают.»
Эксперимент 3.
Воспитатель: В емкости с песком налейте воду из стаканчиков и размешайте песок ложечками. Какой стал песок? (мокрый , липкий)
Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает в строительстве домов. Что вы летом делаете из песка? ( крепости, куличики)
Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке .Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?
Ответы детей: (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)
Воспитатель: Обозначим мокрый песок следующей моделью
( вывешивает на доску модель мокрого песка)
Эксперимент 4
Воспитатель: смешайте в емкости с сухим песком измельченный цветной мел. Что получилось ?
Ответы детей ( мел окрасил песок, песок стал того цвета , что и мел)
Воспитатель: обозначим данное свойства песка следующей моделью(окрашенные песчинки)
Выводы:
Воспитатель предлагает вспомнить- с какими свойствами песка познакомились, обращая внимание на модели.
Заключительная часть
Воспитатель предлагает нарисовать картинку цветным песком.
Для этого предлагается картон ,кисточки и клей ПВА, которым обводится заранее нарисованный трафарет снеговика и заполняется цветным песком .
Дети выполняют задание и выставляют готовые работы.
.