Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста

 

Чуйкова Екатерина Вячеславовна,
воспитатель детского сада №1790 г.Москвы

 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда формируется ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период.

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, великодушие, справедливость и патриотизм. В обществе отмечается рост агрессии и социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ в негативную сторону.

Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ:

• охрана жизни и укрепление здоровья детей;

• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой.

Основным образовательным учреждением для детей дошкольного возраста в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. В детских садах осуществляется также подготовка детей к обучению в школе, на уровне первичных навыков чтения, счёта и письма.

Основы  нравственного воспитания ребенка  дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по  нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Наиболее приоритетными в дошкольном возрасте считаются следующие виды воспитания:

Физическое воспитание. Основная задача заключается в развитии физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила) и укреплении здоровья.

Умственное (интеллектуальное) воспитание. В ходе умственного воспитания взрослые должны развивать у ребенка интеллект и другие психические процессы (ощущения и восприятие, воображение и мышление, память и речь), способность к сознанию и самосознанию, самоорганизации учебной деятельности.

Нравственное и этическое воспитание. Главная задача заключается в передаче моральных норм, существующих в обществе и в конкретной семье и развитие у ребенка нравственных качеств и ценностей.

Трудовое воспитание. Трудовое воспитание предполагает обучение ребенка тем или иным навыкам труда, формирует соответствующие качества (добросовестность, трудолюбие, старательность) и сознательное отношение к деятельности.

Музыкальное воспитание. Главная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка музыкальный вкус, выработать предпочтения к тому или иному музыкальному стилю, научить детей сопереживать, сочувствовать и понимать сюжет музыкального произведения.

Художественно-эстетическое воспитание. Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование у ребенка художественного вкуса, эстетических ценностей и творческого предпочтения, чувства красоты, знакомство с разными видами искусства.

Таким образом, разные виды  воспитания и развития ребенка дошкольного возраста направлены на формирование всесторонне развитой личности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»