Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развиваем тактильное восприятие у дошкольников

"Рука является вышедший наружу головным мозгом"
И.Кант

Еще в 1917 году В. Бехтерев, проводя свои исследования в области изучения работы мозга человека, возможностей восприятия окружающего мира человеком и влияния человека на окружающую среду доказал, что воспринимать окружающий мир человек может не только тактильно, аудиально и визуально, но и на энергетическом уровне. Только еще недостаточно изучены те каналы, которые позволяют человеку воспринимать мир, понимать и влиять на него. Однако ученые, занимающиеся изучением такого феномена, как альтернативное зрение уже доказали, что каждый человек может развить у себя такие качества, как «видеть» с закрытыми глазами. Эти методики используются в работе с людьми, которые страдают таким тяжелым недугом, как слепота. Развивая способности человека воспринимать окружающий мир без использования зрительного анализатора, развивается такая способность как альтернативное зрение, у некоторых детей появляется галлографическое зрение.

Таких задач как развитие альтернативного зрения в своей работе я не ставила, так как у меня совсем другое направление в работе и не тот контингент воспитанников – я работаю с детьми, имеющими патологию речевого развития.

С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений : ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта.  Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.

 

Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь. О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия  и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации. Говорится только о развитии мышц мелкой моторики руки.

 

Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Б.Никитина, Н.Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением  в системе моей работы с детьми. Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать в большей степени и слуховой, и зрительный и тактильный анализаторы. У каждого человека есть ведущие каналы восприятия и данная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира.

 

Внедряя развивающие игры и методики  в работу с детьми, я предполагала, что это поможет мне в работе над развитием  таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии. Результаты проведенной работы убедили меня в правильности выбора методик и игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения , мышления, коррекции речевой патологии.
Усложняя задания к знакомым для  детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Это говорит о том, что дети не только проиграли игру, поняли и приняли правила игры, но научились сами устанавливать и выполнять правила. Усложнением в играх  является одно условие: «выполни задание - не глядя».
Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то дети, с должной им, уверенностью начинают выполнять задание, но, оказывается, не так- то легко выполнить задание без помощи зрения. А вот когда с заданием справился самостоятельно, то, непременно, хочется выполнить более сложное задание и еще, и еще.
Я обратила внимание на то, что использование этого приема привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития, но и, это я считаю более важным,- к коррекции уровня самооценки: повышению самооценки у детей , имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки ( учитывать уровень самооценки и задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры).
Вся система работы может начинаться с детьми любого возраста от двух до семи лет. Задания даются в игровой форме, а для детей старшего возраста и в форме соревнования (индивидуального или командного). Практика применения игр на развитие тактильного восприятия доказала, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры, у них совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются: логическое мышление, память (и слуховая, и зрительная, и тактильная), внимание (устойчивость, концентрация, распределение), воображение, усидчивость.
Я в своей работе не ставлю таких пальцев», «Рука является вышедший наружу головным мозгом».– И.Кант – это аксиомы, которые не требуют доказательств, так как доказаны практикой многих поколений.

 

Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.

 

На первом этапе рационально использовать:

-«Волшебный мешочек» (для детей раннего возраста мешочек должен быть из  прозрачной ткани),

-«Волшебную коробочку» (отверстия для двух рук),

-«Что я делаю?» (количество шумов увеличивается в зависимости от опыта и возможностей детей),

-«Повтори за мной» (сложность ритма хлопков зависит от уровня развития фонематического восприятия ребенка),

-«Что в руке?» ( крупа наполнитель на первом этапе должна быть мелкой -пшено, а предметы более контрастными – матрешка, кубик, мячик и т.п. Как усложнение: более крупные зерна наполнителя- гречка, горох, фасоль, а предметы менее контрастными- мячик, яйцо от киндер-сюрприза, мелкие игрушки.

-«Собери не подсматривая» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того , чтобы собирать не глядя)

- «Найди пару» (Дети подбирают пару к имеющемуся у них мешочку с наполнителем из крупы)

Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И , самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук (и они могут это делать) и им завязали глаза.

 

Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос- нечем дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии. Детям предлагается одеть маски у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка – и ига и новое задание. У масок я не заклеиваю отверстия для носа и рта – детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.

 

После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»