Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ознакомление детей с общим недоразвитием речи
с родным городом Санкт-Петербургом

(из опыта работы)

 

Орлова Валентина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ д/с №41 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга

Мы живем в замечательном городе, и хочется вырастить из каждого малыша истинного петербуржца, любящего свой город, знающего его достопримечательности, умеющего в нем ориентироваться, понимать и ценить красоту его архитектуры, освоившего культуру поведения, способного грамотно рассказать об увиденном.

В речевой группе проблема развития речи стоит наиболее остро, является для работающего в ней педагога предметом особо пристального внимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Кроме того, у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение), а также моторика.

Детей дошкольного возраста часто называют «почемучками»; у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир, людей, природу. Краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром, дает убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ Родины. В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно знакомиться с родным городом, улицами, зданиями и т. д. Поэтому петербургская тематика является благодатной почвой для всестороннего развития детей, и в первую очередь речевого. Например, при запоминании ребенком своего домашнего адреса одновременно можно закрепить имеющиеся у него знания о безопасном поведении дома и на улице и в то же время пополнить, активизировать словарный запас малыша. Используя лексику петербургской тематики, можно подобрать лексико-грамматические игры и упражнения, а также упражнения на звукопроизношение, в которых у детей развивается речь, формируются познавательные процессы, нравственные нормы поведения, расширяется кругозор, появляются дополнительные возможности для развития творчества, происходит развитие эмоциональной сферы. 

Сделав такие выводы, мы стали более углубленно заниматься этой проблемой: подобрали содержание работы, составили перспективный план на весь учебный год. Принципы планирования следующие:

1.  Реализация задач всестороннего развития детей.

2. Проведение работы в разных видах деятельности — учебной, бытовой, трудовой, игровой.

3. Работа начинается с ближнего окружения, постепенно горизонты расширяются.

4.  Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.

Мы начинаем эту работу с октября, проводим одно занятие в неделю. Каждая тема рассчитана на два занятия. На первом занятии происходит обзорное знакомство детей с городом. Затем дети знакомятся со своим ближайшим окружением: домом, улицей, микрорайоном. Следующий шаг — закрепление правил поведения на улице, дорожного движения. И только после этого можно переходить к изучению истории возникновения Санкт-Петербурга, его достопримечательностей. Не забываем мы и о памятных событиях, связанных с городом (День Победы, блокада Ленинграда).

В работе по ознакомлению детей с городом необходимы помощь и понимание важности этой работы со стороны родителей. После изучения с детьми некоторых тем я советую родителям для закрепления приобретенных детьми знаний совершить с ними экскурсию, при этом даю родителям необходимые краткие рекомендации (что и как наблюдать). В качестве домашнего задания родители делают фотографии или совместные с детьми рисунки посещенного ими места. На основе собранного материала мы делаем альбом «Прогулки по городу»: фотографии, рисунки и рассказы родителей о своих экскурсиях с детьми.

В детском саду наши занятия проходят в специально организованной «Петербургской гостиной». Здесь собран материал, помогающий знакомиться с городом: игры, картотеки (художественная литература, загадки, считалки, стихи), карты, макеты. Сюда мы приглашаем и родителей; родители вместе с детьми вышивают, делают поделки на петербургскую тематику. Периодически мы проводим фотовыставки, выставки детских и совместных детей со взрослыми рисунков на тему «Любимый город».

Важным условием в работе по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом является использование игры и игровых приемов. Только через игру ребенок качественно и эффективно усвоит сложный дидактический и речевой материал. В процессе игры формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях, воспитывается активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащается духовный мир детей. А это все в свою очередь содействует умственному и общему развитию.

В занятиях петербургской тематики я использую разнообразные виды игр: дидактические игры и упражнения, лексико-грамматические игры и упражнения, игры и этюды на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, подвижные игры.

Психолог А. В. Запорожец, описывая роль дидактической игры, указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Учитывая отдаленность Красного Села от центра исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга, обстоятельства, не позволяющие часто выезжать на экскурсии с группой детей, я постаралась организовать развивающую среду так, что дети невольно сталкиваются с образом родного города:

  • оформление раздевалки, умывальной комнаты,
  • периодическая смена материала на «дорожке глазной гимнастики»,
  • наборы деревянных конструкторов и строителей на тему «Санкт-Петербург»,
  • подбор литературы, иллюстраций, настольных и дидактических игр,
  • тематическое рисование, вышивание, плетение, аппликации,
  • составление рассказов о семье, своем доме, улице,
  • подбор речевого материала: стихи, загадки, тексты, прописи, кроссворды, ребусы, мнемокарты, считалки, азбука петербургской тематики,
  • подвижные и хороводные игры,
  • прослушивание музыкальных произведений, пение,
  • проведение вечеров развлечение, праздников, концертов,
  • участие в общественных конкурсах и праздниках нашего города,
  • участие родителей в обучении и воспитании юных петербуржцев,
  • учёт добрых дел и поступков детей,
  • участие в субботниках и трудовых делах группы.

Ознакомление детей с Санкт-Петербургом велось по разделам:

- моя семья,

- детский сад,

- мой город,

- родная страна,

- труд взрослых.

Время и диагностика знаний детей показали, что динамичность материалов, совместные игры-занятия, диалог взрослого с ребенком, использование кратких стихотворных текстов способствуют легкому запоминанию и узнаванию достопримечательностей родного города.

Любознательность детей помогла и нам многое освежить в памяти и уточнить знания о Санкт-Петербурге.

У нас с детьми еще много задумок по этой теме. Мы любим свою работу и с удовольствием учимся вместе с детьми.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»