Цели НОД:
1.Познакомить с новым способом изображения — раздуванием краски, показать его выразительные возможности.
2.Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.
3.Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
4.Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
Оборудование:
репродукции с осенними пейзажами; альбомный лист; дополнительный лист;гуашь; кисть; трубочка для коктейля; стаканчик с водой; салфетка;
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихотворений об осени, игры с листьями на прогулках, чтение литературы.
Ход НОД:
Дети сидят на ковре.
Воспитатель:Вот и закончилось веселое, теплое лето. На смену ему спешит красавица-осень.
Золотая осень
Снова осень на пороге,
Листья пожелтели.
Закружились на дороге
Желтые метели.
Загорелись ярко ветки
Тоненькой рябинки.
Мелкий дождик ставит сетки
Зайцам у ложбинки.
Входит осень в лес дремучий,
Входит желтой кистью.
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья.
Е. Авдиенко
Воспитатель:
Что еще говорит о том, что наступила осень?
Ответы детей: листья изменили цвет, похолодало.
Воспитатель:
Разноцветными стали травы, деревья, кустарники. Воздух прохладный, погода чаще бывает пасмурной и дождливой. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Начинается пора листопада, по утрам лужицы затягиваются тонким ледком. Исчезают насекомые. Звери готовятся к зиме: делают запасы, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние, более светлые и теплые. Улетают на юг перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки, гуси, лебеди, журавли.
Физкультминутка «Журавлики»
Журавлики-журавли, Дети плавно машут крыльями-руками
Журавлики-журавли вверх-вниз.
Оторвались от земли, Медленно встают.
Крылья к небу вскинули, Машут руками вверх-вниз, ускоряя темп.
Милый край покинули. Быстро, не опуская рук, перестраиваются
Закурлыкали вдали в колонну по одному за вожаком, уско-
Журавлики-журавли. ряют темп движения, бегая по кругу друг
за другом.
Дети выстраиваются уголком-клином с «вожаком» впереди, присаживаются на корточки.
Воспитатель:
Осень готовит природу к долгому отдыху. Но и про вас осень не забыла, в своем волшебном сундучке несет для детей подарки.
Сундучок осени
По дороге золоченой
Осень щедрая идет.
Убранный листами клена
Сундучок она несет.
Сундучок с ее приданым
Полон солнечных даров:
Много тут брусники рдяной,
Спелых яблок и грибов.
Солнце летними утрами
Грело поле, лес и сад,
И поило их дождями,
И растило все подряд!
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет,
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет.
В. Пальчинскайте
Дети садятся за столы
Воспитатель:
А еще красавица-осень радует нас многоцветьем: листья деревьев она окрашивает в самые разные цвета и их оттенки. Крона становится похожей на праздничный салют из разноцветных листиков-огоньков.
Сегодня мы с вами нарисуем осеннюю композицию, но необычным способом - при помощи своего дыхания. Называется этот нетрадиционный прием изображения «раздувание краски». На лист бумаги нужно нанести несколько капель жидкой краски, взять трубочку, и ее нижний конец направить в серединку лужицы из краски. Затем с усилием подуть в трубочку и раздувать краску от центра в разные стороны. Вы увидите, как у кляксы разбегутся по листу «лапки».
Дети упражняются на дополнительном листке раздувать краску.
Порядок выполнения работы:
1. Кистью нарисовать ствол дерева: от середины к нижнему краю листа. Над верхней частью ствола кистью нанести пятно краски яркого цвета (желтого, красного или оранжевого), разведенной водой.
- Направить нижний конец трубочки в середину пятна и с усилием раздуть краску в разные стороны (лист можно поворачивать, чтобы равномерно раздувать краску в разных направлениях).
- Рядом с первым нанести пятно другого цвета и проделать с ним ту же операцию, при этом «ножки» раздуваемых красок могут пересекаться, сливаться. Изобразить округлую крону дерева из нескольких разноцветных пятен способом раздувания краски. Таким же образом выполнить еще 1—2 дерева.
- Дополнить композицию изображением 2-3 ежей (пятно черного цвета раздуть в верхней его части — иголки ежа, кистью дорисовать ежику заостренную мордочку, методом примакивания ворса кисти к нижней части туловища — лапки, поверх иголок — листик, грибок или яблочко).
- Способом раздувания краски дополнить композицию опавшими листьями, облачками и солнцем.
Итог НОД:
Воспитатель:
У нас с вами получился осенний парк, по которому гуляет, шурша листиками, семья ежей.