Готовность ребенка к школе. Советы родителям.
Угарте Торо Ирина Викторовна,
учитель начальных классов гимназии №155
Санкт-Петербурга
Уважаемыеродители будущих первоклассников, вас, конечно же очень беспокоит вопрос о том, на сколько хорошо подготовлен к обучению в школе ваш ребенок, что исправить, над чем еще поработать, чтобы помочь своему малышу стать учеником.
Не секрет, что первый год обучения самый сложный и самый важный в жизни школьника, происходит перестройка всего привычного образа жизни ребенка. Именно в это время ребенок под руководством нас взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии: он осуществляет переход от игровой деятельности к учебной, он приобретает умение учиться, которое потребуется ему на протяжении всей жизни, он учиться дружить, обретает уверенность в своих способностях, развивает волевые качества. И поэтому, конечно, хочется, чтобы все было благополучно с первых же дней: чтобы ребенок быстрее привык к новому режиму дня, к школьным правилам; чтобы у него было хорошее эмоциональное состояние; чтобы он успешно осваивал школьную программу.
Однако первые два-три месяца ( в некоторых случаях полгода – год) непростые, это период адаптации, а ее успешность зависит от многих факторов.
Я как учитель начальных классов, выделила бы главные из них:
· Психологическая готовность
· Физиологическая готовность и состояние здоровья ребенка.
Что включает в себя психологическая готовность к обучению?
Дорогие родители, я думаю, что со мной согласятся очень многие учителя, если я скажу, что научить ребенка читать, писать, считать нетрудно, если он хочет этому научиться ( легко учить тех, кто учиться) и наоборот, очень сложно, если ребенок не понимает, зачем он попал в школу, почему его все хотят чему-то учить, зачем все привычное в его мире так резко изменилось.
Психологическая готовность к обучению – это, прежде всего существование у ребенка учебной мотивации.
1.Учебная мотивация (наличие познавательного интереса и мотивации достижений)
Если ребёнок говорит, что хочет идти в школу, это ещё не значит, что у него сформирована мотивация. Это может быть ожидание новизны (новое место, дети, учитель), приобретение новых покупок, повышение статуса. Это ложная мотивация. «Хочу» должно быть подкреплено сознанием того, что я «могу», «умею» и «делаю». Он должен, пусть еще и не полностью, но осознавать, что, для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, должен принимать тот факт, что уроки НУЖНО делать.
Когда ребенок растет в атмосфере поддержки, любви, интереса ко всему окружающему, когда он много играет со своими сверстниками, со взрослыми, когда ему читают книги и поощряют его занятия детским творчеством, тогда к 6 – 7 годам у ребенка естественным путем формируется учебная мотивация, позволяющая адекватно воспринимать школьные требования и успешно справляться с учебными заданиями.
Особое внимание я бы уделила играм с ребенком. Сейчас, к сожалению, родители редко играют со своими детьми, и это печально, потому что именно в игре развиваются: внимание, мышление, память. Развивается способность сравнивать, обобщать, анализировать, выстраивать план действий, ребенок учится действовать по правилам, учится преодолевать препятствия (развитие воли), правильно принимать поражения и управлять своими эмоциями.
Ребенок, который много играл, конечно, будет более уверенным в себе, объем воспринимаемой им информации будет гораздо больше, и познавательный интерес у него будет выше. В арсенале ваших игр с ребенком должны быть и сюжетно-ролевые, и коммуникативные, и обучающие и развивающие игры, настольные игры. К сожалению, не наигравшиеся вволю дети продолжают это делать в школе, а в школе это можно только на переменах, а на уроках уже необходимо быть взрослой осознанной личностью, готовой трудиться.
Вам, уважаемые родители, необходимо помочь ребенку освоить эту новую для него социальную роль, роль школьника. Находите время беседовать с ребенком о том, что именно значит, быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».
Делитесь позитивным опытом своей школьной жизни, может быть, рассказывайте о своих трудностях и о том, как вы их успешно преодолели, какие сделали выводы на будущее. Делайте все, чтобы ребенок положительно воспринимал образ школы
Кроме того, старайтесь в общении воспитывать нравственность детей, передавать им свои духовные ценности. Читайте детскую литературу, обсуждайте с ребенком, о чем эта книга, чему она учит, чтобы ребенок понимал, что он начинает новую взрослую жизнь, привыкал осознавать себя личностью. Он должен иметь свое мнение, быть готовым высказывать его и даже отстаивать.
Нужно стремиться, открыто говорить о жизненных ценностях, о том, почему такие качества, как доброта, самостоятельность, честность, ответственность очень важны и как они помогают строить свою дальнейшую жизнь.
Таким образом, мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.
Дети осваивают новый статус, значит, и их внешний вид, и учебные принадлежности должны быть в лучшем виде. Они должны иметь все необходимое для занятий, это важно для успешной деятельности и для того, чтобы чувствовать себя на фоне одноклассников благополучным.
Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел сам переодеваться на уроки физкультуры, если вдруг опоздал в класс, знал, как войти в класс, что сказать, мог выступить на уроке с сообщением. Все эти ситуации нужно предвидеть. Заранее с ребенком обсудить пошагово и отрепетировать. При этом важно не предупреждать и не угрожать, не говорить, что не должно делать, а объяснять, что надо делать. У ребенка перед глазами должна быть картинка безопасного успешного поведения.
2. Развитие произвольности памяти, внимания, мышления и поведения.
Школа требует от ребенка выполнения определенных правил, умения направлять свои усилия на решение учебных задач, и поэтому он должен в доступных для его возраста пределах, управлять своим поведением. Когда ребенок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, ему достаточно непросто вписаться в школьную жизнь.
Уважаемые родители, в летнее время необходимо продолжать непрерывную системную работу с ребенком: 20-30 минут ежедневно посвящать чтению, письму, счету, развивающим упражнениям. Причем, ребенок должен четко понимать, что есть время для занятий, когда нельзя отвлекаться, стараться выполнять задания точно и быстро, и есть время для развлечений. Привыкать к режиму дня необходимо заранее, а не с первого сентября. Чтобы не исчезло желание выполнять свои ежедневные обязанности, нужно чтобы они не потеряли своей положительной эмоциональной окраски, а для этого необходим доброжелательный тон общения. Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому вы хотите приобщить ребенка.
3. Интеллектуальная готовность.
Часто родители считают, что если ребёнок обучен навыкам письма, чтения и счета, то он интеллектуально готов. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке детей и ваших разочарований. Безусловно, это отлично, если ваш ребёнок умеет это делать, но главное - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане.
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы помог представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения. Выход на знаковую систему впоследствии поможет вашему ребёнку решать более сложные логические задачи.
Важнейшими показателями уровня интеллектуальной готовности являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение; наглядно-образное мышление; умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
4.Волевая готовность.
Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель,
- принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности,
- умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
5.Коммуникативная готовность.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Обычно трудности в общении возникают у детей, не посещавших детский сад. Если у ребенка не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми (не его близким окружением), то он ожидает от учителя и одноклассников отношения, к которому привык дома. Поэтому для ребенка становиться стрессом изменение ситуации, когда учитель относиться одинаково ко всем ребятам, не выделяя его особым вниманием, не делая ему снисхождения, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера и не собираются в чем-то уступать.
Ребенок должен уметь понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать свои эмоции, выражать их приемлемыми способами, искать конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. Все эти умения воспитываются в семье.
6.Следующий критерий готовности – наличие высокой самооценки у ребенка, его положительное представление о себе, о своих способностях и возможностях. Ребенок должен быть уверен в себе. Именно высокая самооценка позволяет расти и развиваться, конструктивно воспринимать неудачи, преодолевать трудности.
Дети же с низкой самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они медленно приспосабливаются к школьной жизни, трудно налаживают контакты со сверстниками, учатся с явным напряжением, у них отмечается низкая работоспособность, быстрая утомляемость, они чаще болеют.
Что можно посоветовать вам родители, чтобы помочь сформировать у ваших детей высокую самооценку.
Прежде всего, избегайте чрезмерных требований. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока еще учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам – запастись терпением и помочь ребенку.
Старайтесь отмечать даже малейшие достижения своего детей, не воспринимайте их успехи, как должное, а обязательно хвалите. Акцентировать свое внимание и внимание ребенка надо, прежде всего, на достоинствах и достижениях, а потом уже - на недостатках. Растет то, чему мы уделяем внимание. Настраивайте себя и детей на будущие успехи.
Школа для ребенка – достаточно непростая и ответственная часть его жизни. Родительское влияние на эту школьную жизнь – самое сильное, самое действенное. Дети ждут от вас веры и поддержки. Они хотят, чтобы вы видели в них не носителей проблем, а помогали вместе с ними разбираться в возникающих трудностях.
А теперь поговорим о наиважнейшем факторе готовности ребенка к школе - о состоянии здоровья и физиологическом развитии.
Не секрет, что мы все хотим видеть наших детей, прежде всего здоровыми. Очень многое (и хорошее и плохое) нам дается от природы, наследственности, экологии. На что- то мы можем оказывать влияние, а что-то не в нашей компетенции.
На всех родительских собраниях я постоянно говорю с родителями о важности строгого соблюдения режима дня. Никакие отступления от правил здесь недопустимы. От правильного режима зависит не только высокая работоспособность ребенка на занятиях, но и его состояние здоровья (не только физическое ,но и психическое).
При правильной организации дня ребенок все успевает, не переутомляется, у него хорошее настроение, у ребенка вырабатывается внутреннее чувство ритма.
И наоборот, если родители не уделяют должного внимания организации режима дня, нет даже четкого времени отхода ко сну, каждый день организуется спонтанно – в такой ситуации не приходиться ожидать от ребенка организованности, собранности, концентрации на решении учебных задач. Такие дети часто болеют, у них накапливается тяжелым грузом переутомление, эти дети не всегда способны адекватно реагировать на происходящее. Они часто импульсивны, раздражительны, забывчивы, неорганизованны, постоянно везде опаздывают, и как следствие понижается самооценка, учиться становиться неинтересно, трудно.
Поэтому, уважаемые родители, прежде всего, начните с себя, научитесь сами соблюдать режим дня, и сделать это необходимо задолго до начала обучения в школе.
Также необходимо уделять внимание организации правильного питания, ребенок должен полноценно питаться (в рационе должны преобладать овощи и фрукты, натуральные продукты).
Если есть какие-то особенности со здоровьем, обязательно обсудите это со своим учителем.
Старайтесь много гулять, заниматься спортом, все это будет работать на успешность вашего ребенка в его школьной жизни.
Уважаемые родители, необходимо обратить ваше внимание еще на один аспект успешной подготовки ребенка к школе – это развитие моторики руки.
Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.
У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4-5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.
О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека? Прежде всего, нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.
Вообще, любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас стали более понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили.
Становится ясным и то, что задания эти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят сложности.
Что должен знать и выполнять ребёнок при поступлении в школу |
Умеет делать
|
|||||
|
самостоятельно |
с помощью взрослого |
не умеет |
|||
Окружающий мир
|
||||||
1 |
Знать своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города, название страны и столицы. |
|
|
|
||
2 |
Знать названия профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий. |
|
|
|
||
3 |
Называть группы предметов обобщающим словом. |
|
|
|
||
4 |
Знать основные правила дорожного движения. |
|
|
|
||
5 |
Знать последовательность времён года, частей суток, дней недели, месяцев. |
|
|
|
||
6 |
Различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам. |
|
|
|
||
7 |
Знать несколько зимующих и перелётных птиц. |
|
|
|
||
Развитие речи
|
||||||
1 |
Правильно произносить звуки. |
|
|
|
||
2 |
Употреблять в речи простые и сложные предложения. |
|
|
|
||
3 |
Пользоваться прямой и косвенной речью. |
|
|
|
||
4 |
Поддерживать непринуждённую беседу. |
|
|
|
||
5 |
Составлять небольшие рассказы о предмете, картине. |
|
|
|
||
6 |
Уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения. |
|
|
|
||
7 |
Уметь определять место нужного звука в слове. |
|
|
|
||
Математика
|
||||||
1 |
Уметь считать в пределах 10. |
|
|
|
||
2 |
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. |
|
|
|
||
3 |
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого. |
|
|
|
||
4 |
Сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними. |
|
|
|
||
5 |
Уравнивать число предметов двумя способами. |
|
|
|
||
6 |
Различать форму предметов. |
|
|
|
||
7 |
Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. |
|
|
|
||
8 |
Ориентироваться на листе бумаги. |
|
|
|
||
Внимание |
||||||
1 |
Уметь находить одинаковые предметы. |
|
|
|
||
2 |
Выполнять задания, не отвлекаясь 15 минут. |
|
|
|
||
3 |
Находить 5-6 отличий между предметами. |
|
|
|
||
4 |
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. |
|
|
|
||
5 |
Копировать в точности узор или движение. |
|
|
|
||
6 |
Выполнять задания по предложенному образцу. |
|
|
|
||
Память |
||||||
1 |
Уметь запоминать не менее 7-8 слов предметов, слов. |
|
|
|
||
2 |
Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки. |
|
|
|
||
3 |
Пересказывать близко к тексту рассказы и сказки. |
|
|
|
||
4 |
Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки. |
|
|
|
||
5 |
Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов. |
|
|
|
||
6 |
Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности. |
|
|
|
||
Мышление |
||||||
1 |
Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам. |
|
|
|
||
2 |
Классифицировать предметы в группы по определённым признакам. |
|
|
|
||
3 |
Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу. |
|
|
|
||
4 |
Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам. |
|
|
|
||
5 |
Решать простые логические задачи. |
|
|
|
||
6 |
Выстраивать логический ряд из фигур. |
|
|
|
||
Мелкая моторика |
||||||
1 |
Правильно держать и свободно владеть карандашом, авторучкой и кистью. |
|
|
|
||
2 |
Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры в заданном направлении. |
|
|
|
||
3 |
Ориентироваться в тетради в клетку и в линию. |
|
|
|
||
4 |
Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. |
|
|
|
||
5 |
Уметь копировать простейшие рисунки. |
|
|
|
||
6 |
Уметь по образцу писать элементарные элементы букв. |
|
|
|
||
Рекомендации:
· Проверьте умения своего ребёнка на данный момент времени.
· Выявите пункты, по которым Ваш ребёнок неуспешен. Постарайтесь восстановить «пробелы».
· Проверьте своего ребёнка ещё раз перед началом учебного года.