Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Вот и  наступила долгожданная весна. С началом дачного сезона многие родители, бабушки и дедушки берут с собой детей. Хочется, чтобы дети после долгой зимы провели выходные или праздничные дни на солнышке и свежем воздухе. Но не все дети имеют такую возможность, наблюдать за тем, как взрослые заняты работой на огороде. Для таких детей уже в детском саду, с началом весенних дней, дети с воспитателем "возделывают" маленький огород на подоконнике, где имеют возможность наблюдать, что происходит с растениями во время посадки, как они растут и развиваются.

Особенности труда по выращиванию и уходу за растениями, оказывают существенное влияние на процесс воспитания. Когда ребёнок выдёргивает морковку из грядки, которую выращивал, его лицо сияет от восторга и удивления: вот она, яркая, сочная.

Ведь он так долго ждал, пока она превратится из маленького зёрнышка во вкусный оранжевый плод, которым можно угостить кого-нибудь, покормить кролика, хомяка.

Значительный элемент физической нагрузки, необходимость систематического труда, отдалённый во времени результат -эти особенности выращивания плодов создают возможность формировать у детей настойчивость, целеустремлённость, заботливое отношение к растениям, любовь к родной природе.

Говоря о воспитательных возможностях труда в природе, необходимо учитывать, чтобы создать достаточные педагогические условия для организации труда и использования его в целях нравственного воспитания детей. Кроме того, существенной особенностью труда по уходу и выращивания растений является получение результата, имеющего практическую значимость, а ожидание результата связывается с радостной перспективой. Возможность создания у детей радости ожидания, во многом зависит от того, какие культуры отобрали для огорода или цветника, посеяны в ящике на окне  или в тепличке, помещены в уголок природы.

Если растения неприхотливы, хорошо растут, затем зацветают, у детей возникает положительное отношение к своей деятельности. Слишком отдалённый во времени результат труда, в случае, если на огороде будут высажены культуры с продолжительным  сроком   вегетации, может привести к тому, что дети забудут цель всех вложенных усилий, работа перестанет их интересовать, сделается утомительной ,в результате окажет отрицательное влияние на формирование положительного отношения к труду.

Поэтому на огороде детского сада хорошо высаживать такие скороспелые овощные культуры, как горох, редис, лук.

Необходимо отбирать растения таким образом, чтобы обеспечить равномерное включение детей в труд на протяжении всего периода- весны-лета-осени.

Например :РАННЕЙ ВЕСНОЙ МОЖНО СЕЯТЬ СКОРОСПЕЛЫЕ КУЛЬТУРЫ(редис, салат, лук на перо).В СЕРЕДИНЕ -КОНЦЕ МАЯ,КОГДА ДЕТИ СНИМУТ ПЕРВЫЙ  УРОЖАЙ ,ГРЯДКИ МОЖНО ЗАНЯТЬ РАССАДОЙ(помидоров или огурцов),выращенной в тепличке или на окне в комнате. Повторные посадки потребуют вторичной вскопки земли, это позволит закрепить соответствующие навыки у детей. Не следует забывать и такие культуры, которые сеют под ЗИМУ(морковь, щавель).При развитии плодов томатов, огурцов, баклажанов, перцев дети постоянно наблюдают за ростом и развитием растений, радуются появлению первых цветков, рассматривают созревающие плоды. Постоянные изменения во внешнем виде растений вызывают желание ещё лучше ухаживать за ними. При уходе за растениями, плоды которых развиваются под землёй, дети не могут их видеть и рассматривать  до сбора урожая ,а это не способствует поддержанию у них интереса к уходу за растениями.

У детей младшего возраста важно вызвать интерес к труду на огороде старших групп. Для этого надо пойти с малышами на участок, организовать наблюдение за работой старших дошкольников. Они с интересом будут наблюдать за работой, с  удовольствием вызовутся помочь: понести вместе лейку с водой, собрать камешки и выложить клумбу, подержать луковицы. Ещё зимой малыши с помощью воспитателя поливают растения в уголке природы. Летом их увлечёт возможность сделать дождик из лейки с ситечком на огороде. Конечно надо следить, чтобы дети не залили грядки.

Очень важно с самого начала воспитывать у детей культуру деятельности. Если они носят воду, делают лунки в земле, посыпают между грядкой песком, они должны следить ,чтобы разрешать детям работать, надо проверить, надели ли они фартуки, завернули рукава. Если налили воду в вёдра -напомнить до какого уровня можно наливать воду. Интерес к растениям, желание за ними ухаживать формируются у детей успешнее, если работа на огороде  и в уголке природы сочетается с получением новых знаний. Источником знаний, кроме занятий, может служить рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, особенно когда они связываются с наблюдением за ростом и развитием растений. Например воспитатель обращает внимание на особенности какого-нибудь растения во время наблюдения, затем читает про него рассказ, расширяющий представления детей. Например, когда на грядке подрастёт  горох, воспитатель организует с детьми подвязку растений. При этом объясняет, зачем он это делает.(когда мы подвяжем стебли гороха к палочке, к верёвочкам, растения не будут мешать друг другу, все к солнцу потянутся. На них больше будет цветков  и стручки будут крупнее). Полезно задавать загадки, отгадки зарисовывать.

Труд на огороде часто создаёт возможность для объединения детей в коллектив. Воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на земле, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с инвентарём, осваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе у детей  способствует и развитию наблюдательности, любознательности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»