Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Поэтический образ природы в детском рисунке

                                                                                  Бабенко А.В., заведующая,
Бочкарева К.Б., методист
Базарова Т.С., воспитатель
ГБДОУ №104 Невского района Санкт-Петербурга

  Современность предъявляет к гармоничному воспитанию детей всё более сложные требования. Всё значимей становиться необходимость формирования в каждом ребенке мотивации на активную деятельность, успешность по отношению к самому себе, стремление участвовать в творческом преобразовании действительности.

  Творческий человек, видящий красоту окружающего мира, пропускающий ее через себя, наделенный воображением, умеющий подходить к решению вопросов нетрадиционными путями будет востребован в современном мире.  Формирование такого человека начинается с дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным.

  Человеку от рождения свойственны эстетические чувства, это качество дано человеку от природы. У каждого есть природная эстетическая потребность, которая может развиваться, а может и потухнуть в неблагоприятных условиях.

  Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых  запечатлены живые, неповторимые явления природы. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются простые связи с окружающим миром и удивительным миром искусства. Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников побуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, побуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

   Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, ребенок опирается на собственный опыт. Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникающих на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становиться его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, то есть поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность  вещей, помогает узнать готовый образ в новых вариациях.

  Я работаю над темой «Пейзажная лирика». Свою работу по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы, я строю в соответствии с требованиями программы  воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

  Я работаю с детьми старшего возраста. На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Поэтому вначале я знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, и одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

  Постепенно работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Я перехожу от использования непосредственных иллюстраций к тексту, к репродукции с картин, помогающих осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.

   Знакомство старших дошкольников с пейзажами по возможности следует проводить в музеях. Эти экскурсии впечатляют, повышают активность, заинтересованность. Эта работа у нас проводиться в тесной связи с родителями.

    Выразительность пейзажного рисунка имеет определенные особенности, которые связаны с развитием у детей чувств, вызванных поэзией. Под влиянием систематического обучения чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения. В результате этого, дети осознанно пытаются передать красоту цветосочетания, ритм, необычность формы. Поэтому нельзя забывать и о работе с цветом. Для этого я использую дидактические игры, пособия даю игровое задание «Нарисуй настроение». Для того, чтобы сформировать понятие о теплых и холодных цветах, о законах смешивания красок, с целью получения новых, хороший результат дает занятие по сказке «О синем тумане». Так же используются упражнения занимательного характера о смешивании цветов, например: Какого цвета получится сок, если красную клубнику смешать с желтой грушей?

  Для изображения пейзажа мы используем гуашь, акварель, уголь, цветные мелки, восковые карандаши, сангину, цветные карандаши.

   Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором и базируется детское творчество.

 

                                 Рассматривание картины 

                               «Зима в деревни Чернопены»

                            Художника Елены Романовой.

 

                            Программное содержание:

1.     Учить детей понимать пейзажную картину и соединять воедино художественный образ со словом.

2.     Учить детей понимать, воспринимать и глубоко переживать конкретно-чувственный образ зимнего пейзажа.

3.     Формировать умение видеть, какими выразительными средствами для создания зимнего пейзажа пользовался художник: цвет спокойный, не яркий, краски голубые, белые, сероватые.

4.     Учить видеть настроение картины, колорит, композицию, показать взаимосвязь настроения  и колорита полотна.

5.     Обогащение и активизация словаря.

 

                              

                             Ход занятий.

Цель: вызвать интерес к картине и проникновение в ее художественный образ.

- Ребята, послушайте загадку:

«Пушистый ковер

Не руками шит,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит».

- Что это такое?

 - А к какому времени года относится эта загадка? Давайте подумаем, что происходит с природой зимой?/ Идет снег, деревья и насекомые спят…/

Зимой очень красиво и в лесу, и в деревне.

   Поэты сочиняют стихи, художники пишут картины, а композиторы музыку. Вот послушайте стихотворение Юлии Башмаковой»

                                                   

 «Я сегодня днем была

 На лесной поляне                                  

То, что видела вокруг         .

Расскажу сейчас я.              

Тихо падал там снежок,    

Мягкий и пушистый,           

 Укрывая зимний лес          

Ликом серебристым».

 

Ребята, сейчас я вам покажу, как нарисовала зиму художница Романова. Картина называется «Зима в деревне Чернопены». Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в этот уголок природы. Что же интересного заметил художник в природе в этот день? Какой краски художник взял больше и почему? Что можно сказать про снег, которого так много здесь? \белый, голубой, серебристый, скрипучий, как вата\. Все рады снегу зимой. Расскажите, что сделала зима с деревьями? Можно ли сказать, что на деревьях шубы и шапки до самых бровей? Почему нельзя? Давайте еще раз прочтем стихотворение. А как это показал художник?/они как в кружевах, сквозь них видны стволы/. Какое дерево вам больше всего нравиться? Почему? Какая погода изображена? Скажите , холодно ли деревьям зимой? Почему? Есть хорошая русская пословица: Спасибо мороз, что снегу нанес». Снег - это одеяло земли. И под ним деревья теплее. Как вы думаете, солнышко уже смотрит на эту картину или еще нет?/Нет, потому что на небе синие тучи /. Какими красками художник написал свою картину?/ Неяркими /. А как вы думаете, кто мог пробегать здесь? Вы заметили, что художник нарисовал следы? А как их можно нарисовать?/ Мазками/.  Какое же настроение у этой картины? Шумно ли? Что мы можем услышать если пойдем по этой тропинке? Легко ли будет идти?/ Трудно, сугробы, снег мягкий и рыхлый, ноги вязнут./ 

                                                  Физкультминутка

Давайте еще раз посмотрим на небо. Много здесь неба или мало? Почему художник нарисовал на фоне такого неба деревья? /Красивое сочетание цвета /. Какого цвета деревья? Почему такого? А снег везде одинакового цвета? Почему? Снег вместо белого стал голубым, темно-голубым, почти серым?

Художник показал какими красивыми красками рисуется природа!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Конспект

                            «Нарисуй настроение»

1.     Развивать ассоциативно-образное мышление, цветоразличительные способности зрения, поупражнять детей в узнавании звучащих цветов, получающихся в результате слияния основных цветов с черной  и белой краской.

2.     Упражнять детей в применении полученных  знаний о цвете /оттенков/, высветлении и приглушении красок, в использовании цвета в передачи настроения.

                           Предварительная работа.

1.     Экскурсия в осенний парк.

Цель: подготовить восприятие ребенка к принятию средств выразительности пейзажной живописи, через непосредственное наблюдение в природе.

 

2.   Дидактическая игра «Подбери цвет к стихотворению»

Цель: формировать навыки образного восприятия цвета в поэтическом произведении, что предполагает адекватное восприятие детьми окружающего мира.

 

                        Методические приемы.

 

1.     Использование наглядно-дидактических пособий по цветоведению. В пособии три вертикальных ряда, на которых нанесены основные цвета:

        Звонкие/теплые и холодные/.

        Эти же цвета в смеси с белилами.

         Эти же цвета в смеси с черной краской.

 

2.Вопросы детям:

-Одинаковые ли цвета в трех рядах?

-В чем их различие?

-Что можно сказать о цвете красок в одном из рядов?

-Какое у вас возникло настроение, если бы художник применил цвета этого ряда в своем произведении?/поочередно/.

-Как, при помощи каких красок, можно изменить яркий цвет.

3.Опробирование смешения красок на палитре. Любую краску с белилами.  Сначала положить белую краску, а затем использовать краску с черным цветом, причем черную добавлять по капельке, так как это сильная сажа о большое ее количество может поглотить любой цвет.

4.Использование музыкальных фрагментов из произведений П.И. Чайковского, Римского-Корсакого.

5. Выполнение детьми задания мазками, используя смешивание красок на палитре.

6. Найдите рисунок, где изображена радость, нежность, тревога.

Расскажите, как получились светлые тона, а темные?

Какое настроение в картине нравиться больше всего?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Конспект

                    «Сказка о синем тумане»

  Цель-формирование понятий о теплых и холодных цветах, о законах смешивания красок с целью получения новых.

                                                                                                                 Е.Зорина

 

  Сегодня я вам расскажу сказку о маленькой планете, волшебном Синем тумане и чудесной Жар-Птице. Оно поможет нам узнать о необыкновенных превращениях, которые происходят с тремя красками: синей, желтой и красной.

  На одной маленькой планете все было синим. В синих лесах жили синие звери и птицы, в синих реках и озерах плавали синие рыбы. Люди, которые жили на этой планете, тоже были синими. Они так и назывались – синепланетянами.

 От такого однообразия жизнь казалось очень грустной и тоскливой. А синий туман делал планету мокрой, холодной и очень неуютной. Две ближайшие звезд, яркие и теплые, Красная и Желтая, пытались обогреть и просушить соседку, но волшебный туман превращал желтые лучики в холодные изумрудные, а красные – в холодные фиолетовые. Достигнув маленькой планеты, они уже не могли согреть ее. Не  была эта планета  счастливой. Ей не хватало тепла и красок. И решили Красная и Желтая звезды, бороться вместе с Синим туманом.

  Сливая желтые и красные лучи, они получили оранжевые. Один лучик превратился в красивую Жар – Птицу, волшебную и очень нарядную .У нее были желтые, оранжевые и красные перышки.

  Она очень обрадовала своим появлением жителей планеты. А еще она очень красиво пела, все ее полюбили. Облака под ее пение превращались в цветы, бабочек и рыб.

  На площадях, улицах планеты стала звучать музыка, люди стали счастливыми. А синий туман улетел с этой планеты и она стала разноцветной, на радость детям и взрослым.

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»