Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Шмелева Е.А.,
воспитатель ГБОУ №145
Московского р-на Санкт-Петербурга

 

«Лучшее лекарство от стресса - это улыбка»
Владимир Натанович Винокур

Введение. Проблемное поле тематики

Основная работа воспитателя на период адаптации заключается в предупреждении нарушений привыкания маленьких воспитанников к новым условиям, в которые они попадают после благоприятной домашней обстановки, а также реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.  Известно, что на период адаптации к Детскому саду у многих детей возникает снижение иммунитета, что  возникает под воздействием стресса, который испытывают многие малыши, попадая в незнакомую для них обстановку. Поэтому, согласно статистике, первый год пребывания в Дошкольном учреждении для детей самый «болезненный» - дети болеют чаще, чем в последующие периоды дошкольного детства. Важно понимать, что чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться к условиям ДОУ, т.к. возрастные особенности старших и младших дошкольников различны. Так, малыши менее владеют навыками самостоятельности и самообслуживания, более привязаны к маме и домашней обстановке, имеют небольшой опыт коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому дополнительная нагрузка ложится на персонал младших групп, и задача воспитателя – обеспечить плавный переход от семейной атмосферы к условиям и режиму ДОУ.

Очень важно не ранить психику ребенка: доказано взаимовлияние психологических и физиологических показателей. Важно быть доброжелательным педагогом как по отношению к детям, так и по отношению к родителям, т.к. решение  вопросов здоровьесбережения не будет результативным, если будет иметь место негатив в коммуникативном пространстве. Негативные люди снижают самооценку, ранят тонкую и восприимчивую психику ребенка и оказывает разрушительное влияние на здоровье.

Деятельность педагога по адаптации детей  направлена на снижение уровня тревожности. Можно выделить следующие основные ситуации классического поведения ребенка во время первого пребывания в Детском саду.

1. Дети не плачут и с интересом играют в группе.

Такое поведение расценивается как «нормальное», и задача воспитателя на этом этапе – с целью достижения благоприятного привыкания к новым условиям ДОУ обеспечить детям следующую организацию времяпрепровождения:

- насыщенную и эмоциональную обстановку,

- безопасное для жизни и здоровья воспитанников пребывание в ДОУ,

- интересную образовательную и развивающую среду (игрушки, оборудование и т.д.).

2. Дети плачут при расставании с мамой.

В данной ситуации важно предпринять следующие основные меры:

- отвлечь ребенка и заинтересовать новой игрой или интересной игрушкой,

- предложить родителям модель, в рамках которой ребенка в ДОУ приводит не мама, а человек, с которым малышу не так жалко расставаться: няня, бабушка, папа и т.д.

- избегать затягивания сцены «прощания»,

- вести индивидуальную работу, использовать приемы отвлечения от грустных мыслей, опираясь на знания особенностей этого ребенка (свои и согласно результатам анкетирования и беседы с родителями).

3. Дети плачут первое время пребывания ДОУ или постоянно.

В этом случае воспитателю необходимо проделать работу, включающую в себя:

- индивидуальную работу с ребенком,

- ведение работы с родителями: анкетирования, беседы, консультации, рекомендации,

- внедрение щадящего режима посещения ДОУ,

- проведение диагностики по стабилизации комфортного эмоционального состояния,

- вовлечение родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.).

Следует отметить, что, как правило, даже предварительная подготовка не способна полностью избавить ребенка от эмоционального потрясения первых дней. Поэтому надо быть готовым к тому, что первое время ребенок будет капризничать и даже плакать. Для достижения высоких показателей степени адаптации педагогам необходимо соблюдать следующие основные условия:

- положительное эмоционально-ласковое отношение к ребенку,

- удовлетворение в первую очередь физиологических, а затем и познавательных потребностей ребенка,

- индивидуальный подход к каждому малышу,

- максимальное приближение условий ДОУ к домашним, привычным ребенку,  к модели «как дома» и др.

В рамках работы с семьей воспитателю важно информировать родителей о результатах адаптации, чтобы снизить уровень тревоги за малыша, которая, как правило, передается ребенку.

Одним из эффективных методов повышения успешности адаптации является игра как основная форма работы с детьми раннего возраста. Она возникает на основе эмоционально-положительного контакта со взрослым и является одним из наиболее результативных приемов для успешной адаптации. В первый, самый проблемный, период адаптации выступают на первый план следующие формы игровой деятельности: игра-упражнение, игра-инсценировка, использование фольклора, театрализация, сюрпризные моменты. Продуктивная деятельность приобретет свою актуальность примерно через месяц при благоприятном течении адаптации.

Организационные условия успешной адаптации, способствующие психическому и физиологическому комфорту воспитанников

            На период адаптации необходим тщательный подбор персонала в группы раннего возраста. Не все воспитатели, которые профессионально справляются со своими обязанностями, работая на старших группах, смогут работать с малышами, так как в последнем случае необходимо обладать специфическими личностными качествами: творческой активность, трудолюбие, психическая уравновешенность личности, терпение, ласка, такт, интеллигентность, позитивное отношение к жизни, оптимизм.

            Перед началом работы сотруднику рекомендуется сходить в отпуск, чтобы со свежими силами приступить к ведению одной из самых сложной и ответственной деятельности в дошкольном учреждении – адаптации детей раннего возраста.

            Следует отметить, что наиболее оптимальным является постепенное наполнение группы - по мере привыкания малышей. Рискованно сразу же в первый день принять всех детей по списку, особенно, если списочный состав максимально переполнен. Также желательно, чтобы первые дни адаптации сотрудники группы работали все вместе, согласованно. Как только небольшая группа детей уже привыкла, можно приглашать на адаптацию новых малышей, которые, приходя в группу, уже видят играющих, не плачущих, веселых, самостоятельных деток. В случае если в группе есть ребенок, у которого процесс адаптации затягивается, рекомендуется подобрать ему индивидуальный и облегченный график посещения ДОУ, с учетом индивидуальных особенностей малыша, а также согласованно с возможностями родителей, которые нередко сами выступают инициаторами индивидуального режима посещения ДОУ.

            Как правило, первое время есть малыши, которые приходят в ДОУ со своими привычками: любит спать с игрушкой,  играет с игрушками, сидя на ковре (как дома), ходит в туалет исключительно стоя, не садится на горшок, повсеместно носит с собой книжки (даже когда спит, сидит на горшке), пьет только из рожка, просится на ручки, нужно укачивать, перед сном, ходит с соской и т.д.

            Данные привычки выявляются воспитателями, которые стараются включить их в режимные моменты, чтобы не вызывать дополнительный стресс у ребенка от пребывания в ДОУ. Постепенно подобные привычки “сходят на нет”: например, глядя на других детей, пьющих из кружки, малыш с рожком, постепенно откажется от него и станет пить из кружки, как другие дети. То же самое со временем произойдет и с другими привычками, т.к. дети, находящиеся в коллективе, копируют поведение своих сверстников, повторяют за ними все действия «зеркально». Часто родители отмечают данные особенности поведения: «Он пошел в садик и стал кушать сам, говорить, садиться на горшок и пр.», что приятно слышать и самим воспитателям.

Таким образом, основными задачами на период адаптации являются:

- максимальное приближение условий ДОУ к домашним, снижение уровня дискомфорта при пребывании в группе.

- насыщение времени упражнениями, играми, развлечениями и т.д., чтобы дети были постоянно задействованы в интересном образовательном процессе.

- создание гармоничной развивающей среды, где дети проводят большую часть времени (оборудование, игрушки, книжки, пособия).

Взаимодействие с семьей

Можно выделить следующие основные направления предварительной работы с родителями перед поступлением в ДОУ.

1. Проведение системы родительских собраний: в мае (перед дачей или учебным годом), в октябре (по итогам адаптации и планам на год) и т.д.

2. Разработка информационных плакатов, папок-передвижков помогают воспитателю донести до родителей важную информацию о ребенке и помочь в трудный адаптационный период. В качестве примера можно привести памятку для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» с освещением следующих основных рекомендаций.

§  Лучший период для адаптации — июль-сентябрь.

§  Перед началом посещения ДОУ рекомендуется провести оздоровительный сезон в средней полосе России в весенне-летний период (апрель-июль).

§  За месяц до поступления рекомендуется перевести ребенка на ясельный режим, расширить общение со сверстниками, приблизить рацион домашнего питания к рациону детского сада и т.д.

§  Рекомендуется постепенно искоренять вредные привычки: укачивание; сосание пальцев, сосок и т.д.

§  Необходимо начать приучать ребенка к самостоятельности — пить, есть, ходить на горшок и т.д.

§  Необходимо обеспечить выполнение прививок по возрасту. Последняя профилактическая прививка должна быть сделана за 2-4 недели до первого посещения ДОУ.

§  При наличии возможности рекомендуется использовать свое право индивидуально воспитывать ребенка в условиях семьи до 3-х лет.

§  Рекомендуется внедрять в практику жизнедеятельности ребенка игрушки для развития моторики рук, движений, эмоций и т.д.

3. Проведение комплексного анкетирования родителей, нацеленного на получение основных данных о ребенке: предпочтения, особенности здоровья, факторы, угрожающие жизни (аллергии, сердце и т.д.), контакты всех членов семьи и т.д.

4. Проведение тематических бесед с родителями по следующим основным тематикам:

§  Правильное питание: соотнесение домашнего рациона с питанием в ДОУ,

§  Приближение домашнего режима дня к режимному распорядку ДОУ,

§  Ознакомление родительской общественности с условиями жизни детей в ДОУ,

§  Психологические особенности детей, капризы и способы реакции на них,

§  Методы закаливания и профилактика простудных заболеваний

Цель подобных бесед - максимальное приближение условий ДОУ и дома. Родители получают конкретные советы по следующим основным направлениям:

§что можно, что нельзя приносить в группу

§как правильно одевать ребенка, гигиенические требования к одежде

§капризы и их предупреждение

§КГН с раннего детства

§воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания

§пальчиковая гимнастика и др.

5. Вовлечение родительской общественности в жизнь ДОУ посредством организации конкурсов, экскурсий, творческих мероприятий:

§  праздничные гуляния,

§  субботник по уборке листьев,

§  семейные конкурсы поделок,

§  выбор новых игрушек в группу и т.д.

6. Выполнение индивидуальных домашних заданий, направленных на сближение взаимоотношений детей и родителей, привлечение внимания родителей к нуждам и интересам воспитанников, демонстрация значимости родительского внимания для ребенка, организация совместного труда ребенка и родителя. Дети очень гордятся, что, например, салфетку для обеда сшила Мама, а одежду для куклы связала Бабушка, а крючки были приделаны Папой и т.д. Это очень сближает детей и родителей, и последние в глазах детей выглядят супергероями.

7. Психологическая работа при взаимодействии с семьей, направленная на снижение уровня тревожности как у воспитанников, так и у родителей.  Адаптация - медико-педагогическая проблема и сильное стрессовое переживание, которое необходимо  смягчить, в чем особенно нуждаются тревожные и беспокойные дети и родители. Для в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие:

§  потребности детей в общении

§  тесное взаимодействие семьи и общественного воспитания

§  хорошее медицинское обслуживание

§  правильную организацию воспитательного процесса.

С целью снижения уровня тревожности как у детей, так и у родителей, родителям рекомендуется правильно организовать психологический климат в семье, обеспечив:

§  благоприятные бытовые условия

§  соблюдение режима питания, сна, игры и бодрствования

§  спокойные взаимоотношения членов семьи и т.д.

Данные мероприятия являются основой для нормальной адаптации в детском саду, и увеличивает способность детского организма адекватно реагировать на изменения в окружающем пространстве. Таким образом, необходимо провести информационно-психологическую работу с тревожными родителями с тем, чтобы выработать понимание того, что детский сад - это место, где детям безопасно, интересно и необходимо быть  для их дальнейшего развития и роста.

         Следует отметить, что особой категорией являются дети сотрудников ДОУ. Сегодня довольно распространена практика, в рамках которой мамы устраиваются на работу в ДОУ из-за детей и испытывают предсказуемое беспокойство. Для того, чтобы снизить уровень тревожности, воспитателю рекомендуется делать фотографии деток во время различных режимных моментов — сон, кормление, игра, после чего показывать их беспокойным мамам. Порой случается, что беспокойная мама, работающая в ДОУ, в течение дня регулярно заглядывает в группу проверить своего ребенка, что вызывает негативную реакцию со стороны других детей, мамы которых придут только вечером. Рекомендуется попросить мам-сотрудниц поступать так же, как остальные родители: приходить утром и вечером, чтобы только отдать и забрать своего малыша.

Причины и профилактика стресса

Причинами слез ребенка раннего возраста могут быть следующие факторы:смена обстановки, тревога, отсутствие навыков самообслуживания, психологическая неготовность ребенка к ДОУ (нехватка эмоционального общения с мамой), личностное неприятие контактирующих с малышом взрослых, избыток впечатлений (как положительных, так и отрицательных), как следствие - переутомление нервной системы ребенка (нервное поведение, плач, капризы) и т.д. Кроме того, причинами стрессовых перегрузок у детей могут быть конфликты родителей, завышенные требования родителей к ребенку, негативное влияние телевизора и компьютера, длительное нахождение в большом количестве детей, строгие дисциплинарные правила, одновременное общение с несколькими взрослыми, нарушение режима и т.д. На период адаптации особенно важно оградить детей от лишнего стресса.

Можно выделить следующие основные аспекты деятельности ДОУ по профилактике стресса. Воспитателю важно создать положительную эмоциональную обстановку в группе. Для этого можно  активно использовать игру в самостоятельной деятельности детей, в игровых и режимных моментах, внедрять прослушивание релаксационной музыки, использовать рисование, игры с песком, водой и с природными материалами. При отсутствии противопоказаний, рекомендуется повесить в спальне мешочки с успокаивающим сбором трав (лаванда, валериана и др.).

    Рекомендуется также использовать в работе с детьми малые фольклорные формы, максимально задействовать двигательную активность детей, внедрить в практику дыхательные упражнения. Кроме того, можно разработать и провести серию  тематических праздников, направленных на создание радостной атмосферы. Таким образом, задача воспитателя - наполнить жизнь детей радостными, яркими красками, тем самым создавая настроение, интерес, увлечь, развеселить!

    Наблюдения за природой также выступают в качестве метода  профилактики стресса: важно акцентировать внимание детей на живых объектах природы, возникающих внезапно, а также учить их радоваться такому событию: «Как здорово – выглянуло солнышко!», «Ура! Пошел дождик!», «Поможем белочке собрать шишки!», «Пришел Кот ученый, рассказывать нам сказки!» и т.д.

Можно привести следующие основные советы родителям детей со средней и тяжелой степенью адаптации. Во-первых, важно щадить нервную систему ребенка. Также родителям рекомендуется придумывать для ребенка «поручения», которые будут нужны в детском саду: принести поделку, полотенце, книжку и т.д. Кроме того, важно расширять диапазон общения ребенка с посторонними (взрослыми и детьми), гулять рядом с ДОУ, высказывать положительное отношение к ДОУ. Чрезвычайно важно придерживаться дома (в том числе в выходные и праздничные дни) режима и меню детского сада, а также закреплять полученные в ДОУ навыки.

Можно выделить следующие основные психологические приемы работы с детьми.

- Тактильный контакт способствует улучшению самочувствия ребенка как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.

- Упражнения на релаксацию важны как способ расслабления для нервной системы, находящейся в состоянии повышенного напряжения. Релаксация позволяет восстановить кровообращение, потраченные силы и энергию. Рекомендуется использовать природные материалы (песок, вода и др.), а также упражнения на дыхание.

- Музыка, колыбельные песни позволяют не только ускорить процесс отхода детей ко сну, но и стабилизировать их психологическое состояние: детям снятся хорошие сны, быстрее забываются обиды, беды и негативные эмоции. Колыбельные защищают психику от стресса и эмоциональной неустойчивости. Кроме того, доказано, что дети, слушающие колыбельные, раньше начинают говорить.

- Чтение поэзии, стихов и речь в ритме стихотворной динамики как первые уроки родного языка. Исполненные ритмично, они благотворно влияют на растущий организм.

- Ролевые игры позволяют в доступной игровой форме закрепить общечеловеческие ценности и знания об элементарных законах окружающей жизни.

- Сказкотерапия способствует развитию души, воспитанию внутреннего мира ребенка, проявлению созидательной творческой силы, умению понимать свое эмоциональное состояние и эмоции других людей.

- Игровые методы работы с предметами, игрушками формируют более тесный эмоциональный контакт между детьми и педагогом (отношения в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый»).

- Эмоциональное общение, которое возникает на основе совместных действий, сопровождается улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы в отношении каждого малыша.

- Применение малых форм фольклора – потешек, песен и т.д., которые развивают и отвлекают детей, доставляют им радость.

- Игра на музыкальных игрушках, повтор музыкальных движений, звукоподражание животным и т.д. позволяет улучшить психологическое состояние дошкольников.

- Ряженье и театрализация  вызывают у детей положительные эмоции.

- Природа выступает в качестве профилактики стресса – как способ, который восстанавливает энергетику, психические процессы в организме посредством следующих мероприятий: наблюдение необычных явлений в природе, создание поделок из природного материала, преобразование объектов, бытовых отходов (рисунки на пластиковой бутылке),  игры с песком, водой и природным материалом

- Упражнения для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, развивающие игры, что способствует развитию речи малыша.

Таким образом, ребенок в период адаптации подобен прекрасному и капризному цветку: если не создавать благоприятные условия, не заботиться, не поливать, не рыхлить, он очень чутко реагирует и отвечает на дискомфорт. Важно  создавать комфортные условия роста и полноценного развития детей. Дети – это наше будущее, и задача каждого педагога - взрастить здоровое, самодостаточное, позитивное поколение, воспитать полноценную личность - достойного гражданина нашей страны.

                         Литература:

1)                Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»». Москва, Мозаика – Синтез, 2012г.

2)                Е.О.Смирнова «Психология дошкольника. Первый год жизни». Абакан, 1997г.

3)                Д.Б.Эльконин «Детская психология развития ребенка от 1 года до 3-х лет». Москва, 1960г.

4)                Е.О.Смирнова «подготовка ребенка к детскому саду от 1 года до 3-х лет». Абакан, 1997г.

5)                Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет». 1996г.

Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова «Раннее детство. Методическое пособие». 2004г

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»