МДОУ детский сад №9
Особенности работы по внедрению ФГТ в образовательной области «Музыка»
Слизкая Т.А.
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
2012 г.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Наиболее соответствующей этим требованиям является интегрированная форма образовательной деятельности. Но некоторые положения, обоснованные в ФГТ, вызывают многочисленные споры педагогов, т.к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление взывает требование отказа от занятий и замена их совместной деятельностью взрослого и детей.
Занятия заменяются другими формами образовательной работы это: - беседы;
- игра;
- создание проблемных ситуаций;
- проектная деятельность;
- наблюдение и т.д.
Наряду с использованием этих форм образовательной работы мы не можем, пока, совсем отказаться от музыкальных занятий, а так же отсутствие физкультурного зала, ограничивает возможности музыкального руководителя для внедрения ФГТ.
Самый действенный способ развития познавательной активности ребенка и активизации его творческого потенциала – интеграция таких областей как «Музыка». Чтение художественной литературы, «Коммуникация», «Кругозор», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Социализация».
Интегрируя эти области на занятиях мы получаем продуктивно-творческую деятельность педагогов и детей, которая позволяет накопить впечатления детей и вывести их на деятельно-созидательный уровень. Процесс интеграции в работе дошкольного учреждения станет продуктивным и успешным при условии слаженной работы всего педагогического коллектива, будет осуществляться в процессе организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной детской деятельности – как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей.
Внедряя в работу в прошлом учебном году примерные темы, рекомендованные ФГТ, мы пришли к выводу что:
1. Некоторые темы нужно объединить воедино.
Например:
Сентябрь-«Урожай», «Краски осени».
Октябрь-«Народная культура и традиции», «Наш быт» и т.д, т.к. одной недели не достаточно для разучивания музыкального материала.
- Некоторые темы не вписываются в календарный план музыкального воспитания, т.е. возьмем ноябрь– 2 неделя – «транспорт», 3 неделя – «здоровей-ка» (которая дублируется в марте «Быть здоровыми хотим»)
Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям, и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
Что любят дети?
Конечно же играть!
Играть везде: дома, во дворе, даже на музыкальных занятиях.
В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а так же при условии применения высокохудожественного репертуара-развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни.
Необычная форма проведения занятий тщательно отобранный музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же, хорошее настроение педагога – это те факторы, которые помогут детям познакомиться с удивительным миром музыки, принять его, творчески развиваться.
В нашем детском саду в основном работают педагоги, творческий потенциал которых позволяет добиться хороших результатов в развитии детей. Но есть и, конечно, молодые педагоги без опыта работы и соответствующего образования, с которыми приходиться очень много проводить консультаций, показывать открытые занятия… Но мы стараемся, чтобы коллектив работал в одном ключе. Плодотворно работаем с преподавателем по ИЗО. Составили цикл интегрированных занятий, на которых ведущая роль отводиться проблемно-поисковому методу, который предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск соответствующих путей решения поставленной задачи, формирование выводов – все это способствует формированию коммуникативных навыков.
Вот некоторые темы занятий для старших групп: «Радуга-дуга», « На бабушкином дворе», «Путешествие по сказкам», «День космонавтики», «Ярмарка», «Прогулка в осеннем лесу», «Карнавал животных», «Я твой друг и ты мой друг».
Сейчас мы работаем над составлением цикла занятий с инструктором по физ.воспитанию.
Большая роль в музыкально-художественной деятельности отведена импровизации и экспериментированию.
И мне, кажется, как нельзя лучше здесь подходят принципы «Шульверка» К. Орфа и программы «Орфей» И.Галянт,
В свое время это было очень популярным. Исходя из своего опыта работы с детьми мы видим, что детям очень нравятся увлекательные игры, упражнения К.Орфа.
Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку, при этом раскрепощая индивидуально-творческие силы, развивая природную музыкальность.
В 2001 году проходили курсы при ЧИДПОПР, где выступал немец Хольгер Маузе.
Вот некоторые примеры игр:
Танец-игра «Макароны»(Спагетти)
Задачи:1. свободно ориентироваться пространстве;
2. воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия.
Сухие спагетти шли в кастрюлю, закручивались. Постепенно смягчались, одна, другая….(до головы). Совсем становились дикими и выпрыгивали из кастрюли.
Затем сваренные спагетти медленно, медленно продвигались к тарелке.
Вариант 1.
Выбираем музыкальные инструменты: для сухих,
для вареных.
Музыкальное сопровождение.
Вариант 2.
Только с музыкальными инструментами.
(«макароны» двигаются с закрытыми глазами)
«Загадочный лес»
Задачи: 1. овладеть приемами музицирования: соло- тутти;
2. находить свой вариант ритма, участвовать в групповых проектах;
3. формирование коммуникативных навыков.
Стоят деревья с разными музыкальными инструментами.
Вариант 1.
2 группы детей: одни – деревья, другие – сидят и слушают.
Ребенок ходит около дерева – оно звучит (каждое «дерево» играет свою мелодию на своем музыкальном инструменте)
Вариант 2.
Ходить вслепую в с инструментом и искать свою группу инструментов.
Обобщая тематический материал в конце недели мы проводим развлечение в разных видах, и один из них – это игра-презентация, которая проводится как викторина и используется для проверки знаний полученных на занятиях. Вместе с текстовым материалом, который зачитывает педагог, используется наглядный материал и звучит специально подобранная музыка. На каждый вопрос дается несколько вариантов ответов.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности «восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности», с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представления о красоте.
Счастье каждого работающего – увидеть плоды своего нелегкого труда. Счастье «ответственного за музыку в детском саду» - когда здоровые дети сами хотят и могут звонко спеть полюбившуюся песню, исполнить искрящуюся плясовую, перевоплотиться в любой сказочный персонаж детского спектакля, с душой играть затейливую мелодию на музыкальном инструменте.
Важнейшая миссия – воспитывать детей так, чтобы однажды, пройдя немалую часть жизненного пути, их воспитанники могли расслышать и шелест заблудившегося в траве ветра, и отстукивающий ритм фокстрота дождь, и ту далекую, всегда прекрасную и манящую мамину колыбельную.