Загадка- средство воспитания ребёнка
Эстрина Светлана Михайловна
Учитель-логопед ГБДОУ д/с №23 Петроградского района г.СПб
Первые загадки появились ещё в глубокой древности. «Появление загадок относится к древнему периоду первых проблесков человеческого ума». (Буслаев Ф.И.)
Используя загадку как тайный язык, иносказание, древние люди старались скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот и пр. С помощью загадки испытывали находчивость, мудрость, образованность человека. Это отражено в мифах, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. С ростом культуры человека загадка становится дидактическим средством- средством воспитания, обучения и развития детей.
В «Литературной энциклопедии» загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». По определению фольклориста В.П.Аникина загадка- это «мудрёный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Они отличаются более подробным, детальным описанием. Порой –это целый рассказ в стихах как у С.Я.Маршака, К.И.Чуковского.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок) К.И.Чуковский
Загадка представляет собой логическую задачу, содержащую вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку- значит совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предметов, явлений. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и находят отгадку. Решение таких логических загадок основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое).
Существуют загадки, в которых характеристика даётся кратко, с одной-двух сторон: Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) Ребёнок должен по одному признаку восстановить целостный образ и быть хорошо знаком с этим единственным признаком.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер). Отгадывая такие загадки. ребёнок должен последовательно сопоставлять разные и в то же время сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по новому. Такой анализ способствует развитию логического мышления.
Самый большой пласт загадок- это метафорические загадки: Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь). Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлечённое мышление.
Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят детей в мир народной поэзии. «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение» Ушинский К.Д. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.
Загадки обогащают лексический словарь ребёнка, знакомят с новыми или малознакомыми для него словами:кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, мастак и др. Они помогают ребёнку увидеть многозначность слов.(идут часы, идёт дождь) Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а всё тут да тут (часы); Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка (дождь).
Загадки развивают детские языковые представления об употреблении слов в переносном значении: Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (облака) Размышления над загадками способствуют обострённому восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка- его морфем. В загадках используются слова с суффиксом –ищ, имеющим значение увеличительности: Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (кошка). Сам худ- голова с пуд (молоток). Здесь нетрудно понять, что словохуд образовано от прилагательного худой.
Загадки помогают детям осваивать синтаксис родного русского языка. Загадка может выражать как сопоставительные, так и противительные отношения. В этих случаях используются различные синтаксические средства.
Часто загадка представляет собой одно или несколько сложных предложений, значение составных частей которых противопоставлены друг другу:Весь мир кормлю, а сама не ем (земля); Бел, да не сахар, ног нет, да идёт (снег). Бессоюзные сложные предложения встречаются также часто: С виду- клин, развернёшь- блин (зонт). В загадке широко представлены предложения с однородными членами: Сладкая, красная, на грядке растёт (морковь); Мигнёт, моргнёт, в пузырёк нырнёт. В пузырёк под потолок, ночью в комнате денёк! (лампа)
При отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно- образовательным задачам и жизненному опыту детей: полноту и конкретность характеристики; доступность языка и степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.
Детям нравится отгадывать загадки. Это дисциплинирует ум, приучает детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.