Методическое пособие игра «Дерево сказок».
Игра разработана Гриценко Светланой Борисовной, воспитателем ГДОУ 64 Невского района Санкт-Петербурга.
С чего началась игра. С увиденной в магазине подставки для яиц перед пасхой. Объемное дерево со сказочными персонажами натолкнуло меня на мысль о возможности использования подставки в качестве домика для персонажей сказок. Но какие игрушки можно разместить в такой подставке? Ответ подсказали сами дети. После пасхи они стали рассказывать, как ездили к родственникам в делились расписными яйцами, а потом играли с ними. Конечно ж яйцо! Простая совершенная форма яйца дает огромный простор для воображения. Ребенок не отвлекается на возможные манипуляции самим предметом (как двигаются руки, ноги, голова, сгибается ли туловище и т.д.). Он фантазирует что называется «по существу». Продумывает характер, эмоциональное состояние героя, тембр и особенности голоса, стратегию передвижения и т.д. Ребенок не боится испортить игрушку, ведь разбить или отломить часть деревянного яйца крайне сложно. Гладкая поверхность без углов абсолютно не опасна . Расписанные гуашью и покрытые экологически чистым финским водным лаком деревянные яйца безопасны для ребенка, даже если малыш захочет взять яйцо в рот. Такую игрушку легко мыть. Все эти рассуждения укрепили меня во мнении о правильном выборе игрового предмета.
И работа началась. Сначала я расписала 10 яиц персонажами к сказке «Колобок» и «Репка». Потом еще 10 яиц с персонажами к сказке «Теремок» и «Бременские музыканты». Дети активно использовали игру самостоятельно (это была подготовительная группа). Но им через некоторое время одного дерева стало мало. Они попросили нарисовать декорации с видами различных местностей. А еще позже им стало мало и персонажей. Все просьбы детей я выполнить не успела, дети ушли в школу. В сентябре я взяла малышей и заметила большой интерес к игре и у них. Мои малыши через некоторое время выдвинули те же пожелания, что и выпускники. И игра пополнилась книжкой декораций и большими картинками – декорациями. Пополнился и список героев. Но к началу средней группы и этого оказалось не достаточно. Дети придумывали все новых и новых героев и просили их изобразить. Я поняла, что не смогу удовлетворить все запросы детей и решила использовать яйца – заменители персонажей. Так появился набор яиц расписанных цветами радуги, черным, белым и коричневым. Теперь с персонажами проблем не стало. Ребенок выбирал яйцо нужного цвета (например, белое для Снегурочки) и использовали его вместо героя. В конце осени ко мне подошла моя воспитанница и спросила, почему у нас много декораций, а домик только один. Ей нужен был красивый домик для принцессы Осени, а дерево с зелеными листочками. Мы стали искать, что могло бы послужить домиком для принцессы, и сама девочка попросила расписную хохломскую подставку. Так в игре появились подставки для яиц расписанные разными видами народных промыслов. Это решение проблемы с местом жительства персонажей оказалось удачным. Дети смогли найти домик и для Снегурочки (Гжель), и для Осени (Хохлома), и для золушки (Золотая хохлома), и для трех поросят (Городец, Хохлома и Семеновская роспись). Каждый выбирал домик в соответствии с характером героя. В таком виде игра существует до сих пор.
В младшей группе чаще игра использовалась в совместной деятельности с использованием знакомых сказок и потешек. В средней группе количество разыгрываемых сказок увеличилось, прибавились и постановки по просмотренным театральным спектаклям. Дети стали интересоваться не только сюжетом, но и тем как должен говорить персонаж. Дети стали использовать разную высоту голоса для волка, медведя или зайца. Заметно изменилась и интонация голоса. К концу средней группы игра стала больше театрализованной, игра стала очень напоминать театральную постановку. Дети с высоким уровнем развития уже продумывают не только сюжет, но и мизансцены, они сами стали выступать с роли режиссера, стали приглашать друзей исполнять роли в постановке. Стали появляться игры по сказкам, придуманным самими детьми. Значительно выросло исполнительское мастерство детей.
Игра хороша еще и тем, что в нее могут играть дети с любым уровнем развития. Иногда одновременно играют дети с разным уровнем развития, исполняя разные роли. У меня в группе есть дети с большими проблемами в речи. Есть ребенок который почти не говорит, но и он с удовольствием играет, исполняя роль Змея Горыныча (там нужно только шипеть и действовать) или роль гусей – лебедей где говорить вообще не надо.
Со временем я стала использовать игру как методическое пособие и по изобразительной деятельности, в математическом развитии и в классификации животных. Дети легче воспринимают народные промыслы, когда соотносят их с характером сказочных персонажей. Легче запоминаются и цвета. Ребятам нравится считать сказочных героев, нравится собирать их в группы по сказкам. Использование игры в математике значительно повышает интерес к математической деятельности. Можно использовать игру и в работе по социально-эмоциональному развитию детей и в экологическом развитии. Игра хорошо интегрируется в различные виды деятельности.
Цель игры
- Развитие детского творчества
- Приобщение детей к театрализованной деятельности
- Развитие сотрудничества в подготовке и ходе игры
- Развивать интерес детей к речевому творчеству, расширять словарный запас детей.
- Обогащать эмоциональную сферу детей за счет сопереживания героям литературных произведений и реальных людей.
- Развивать театрально-творческие умения и навыки. Изменение тембра голоса, передача голосом и мимикой эмоционального состояния героя.
- Развивать умение соотносить характер персонажа с различными цветами спектра.
- Учить видеть характер и эмоциональный заряд в предметах расписанных разными видами народных промыслов.
- Учить использовать тонированные предметы в качестве заменителей недостающих персонажей для игры.
- Учить выбирать и выстраивать декорации к предполагаемому сюжету игры.
- Учить продумывать взаимодействие с другими детьми в процессе воплощения игрового замысла.
Игра состоит из набора расписанных персонажами сказок яиц, набора яиц расписанных в основные цвета радуги, черный, белый и коричневый цвета, набора рисунков-декораций и книги декораций.
Ход игры
Младший возраст
Детям предлагается вместе со взрослым поиграть в знакомую сказку. На первых порах взрослый может проговаривать текст за всех персонажей (ребенок только передвигает персонажи) , в последствии дети проговаривают текст за своего персонажа (персонажей). К концу года дети самостоятельно разыгрывают простые сказки.
Как усложнение дети могут использовать рисунки-декорации для разыгрывания сказок.
Средний возраст
Детям предлагается проиграть сюжет более сложных сказок используя выразительность речи для передачи эмоционального состояния героя . Возможно использование серии рисунков-декораций в игре. Для самостоятельного проигрывания сказки за всех персонажей можно использовать книжку декораций. К концу года использовать однотонные яйца для обозначения персонажа, для которого нет раскрашенного яйца. Учить определять цвет яйца в соответствии с характером или внешним видом персонажа.
Как усложнение дети могут использовать расписанные подставки в качестве домиков персонажей. Учить выбирать домик, соответствующий по характеру выбранному персонажу.
Старший возраст
Детям предлагается проигрывать сюжеты не только известных сказок, но и самостоятельно придуманных рассказов и сказок. Учить выбирать партнеров и распределять роли. Использовать по необходимости и рисунки - декорации и книгу декораций, и декоративные подставки. Обосновывать выбор той или иной подставки, для конкретного персонажа, опираясь на характер героя и цветовую гамму подставки. Для передачи эмоционального состояния героя использовать изменения тембра и интонации голоса, использовать мимику. Активно использовать яйца – заменители. Обосновывать выбор цвета яйца - заменителя.
Возможности для использования в других видах деятельности.
- использование подставок для рассматривания различных видов народной росписи.
- использование однотонных яиц для запоминания цветов спектра.
- использование однотонных яиц и расписных подставок для рассматривания и анализа цветовых решений в различных видах народной росписи.
- использование яиц для счета в математическом развитии.
- использование расписанных яиц в классификации животного мира (домашние, дикие животные, птицы, насекомые и т.д.)