Введение.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.» В. Сухомлинский. В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе плана - программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.). Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель рабочей программы:
формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.)
2.Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю. продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.
Содержание программы
№ |
Тема |
Содержание |
1 |
Времена года. Осень. |
Беседа о времени года осень, ее приметах; дидактическая игра «Когда это бывает», оформление выставки «Дары осени». |
2 |
«Какие бывают насекомые» |
Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото». |
3 |
«Что такое природа? Живая и не живая природа» |
Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой. |
4 |
Перелетные птицы. |
Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы». |
5 |
«Сравнение диких и домашних животных» |
Игра «Что было бы, если бы …(кошка лаяла?...)», беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными. |
6 |
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» |
Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время; коллективная аппликация «Звери в лесу» |
7 |
Беседа о лесе. |
Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес». |
8 |
Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму» |
Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает». |
9 |
«Зимующие птицы» |
Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. |
10 |
«Я – человек» |
Беседа о взаимосвязи человека с природой, экскурсия в парк. |
11 |
«Кто главный в лесу» |
Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя». |
12 |
«Кругосветное путешествие» |
Дидактическая игра «Найди на глобусе», беседа о разнообразии растительного и животного мира, показ видеоролика с растениями и животными различных стран мира. |
13 |
Времена года. Весна. |
Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает». |
14 |
«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» |
Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в природе., экспериментирование с водой. |
15 |
«Весенний уход за комнатными растениями» |
Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы. |
16 |
«Кто живет в воде?» |
Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов. |
17 |
«Солнце – большая звезда» |
Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень» |
18 |
«Красная книга – сигнал опасности» |
Беседа о Красной книги, о значении охраны природы, показ видеоролика с растениями и животными исчезающего вида |
.
Календарно – тематическое планирование
Месяц/неделя |
I неделя |
II неделя |
III неделя |
IV неделя |
Сентябрь |
Диагностическое обследование |
Диагностическое обследование |
Занятие №1 |
|
Октябрь |
|
Занятие №2 |
|
Занятие №3 |
Ноябрь |
|
Занятие №4 |
|
Занятие №5 |
Декабрь |
|
Занятие №6 |
|
Занятие №7 |
Январь |
Каникулы |
Каникулы |
Занятие №8 |
Занятие №9 |
Февраль |
|
Занятие №10 |
|
Занятие №11 |
Март |
Занятие №12 |
Занятие №13 |
|
Занятие №14 |
Апрель |
|
Занятие №15 |
|
Занятие №16 |
Май |
Занятие №17 |
18 занятий |
Диагностическое обследование |
Диагностическое обследование |
Итого-18 занятий |
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки детей.
К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
Диагностический инструментарий для детей 6 – 7 лет
по экологическому развитию.
Задание №1.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
• Как называется животное, птица, насекомое?
• Что ты можешь рассказать о нем?
• Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой,
весной?
• Как человек может помочь птицам зимой?
• Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
• Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?
• Как надо относиться ко всем животным?
Задание №2.
Игра «Когда это бывает?»:
Дополни предложение:
• Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
• Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
• С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
• На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники…(вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Задание №3.
Ботаническое лото.
Рассмотри, покажи и назови:
• Деревья (6 – 7);
• Кустарники (4 – 5);
• Ягоды (6 – 7);
• Грибы (съедобные и ядовитые);
• Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Беседа.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»?
Дидактическая игра.
Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).
Задание №4.
Беседа.
Чем дышит человек?
Где можно обнаружить воздух?
Что загрязняет воздух?
Как человек использует воздух, ветер?
Зачем и кому нужна вода?
Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)
Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)
В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)
Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Задание №5.
Дидактическая игра.
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Высокий уровень
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.
Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года.
Низкий уровень
Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает ,кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:
Высокий – 13 – 15 баллов;
Выше среднего – 10 – 12 баллов;
Средний уровень – 8 – 9 баллов;
Ниже среднего – 6 – 7 баллов;
Низкий – 4 – 5 баллов.
Учебно – методический комплект.
1. План - программа педагогического процесса в детском саду: «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.) Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2.Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.
Оборудование.
Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.), полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.
Перспективный план
по экологическому развитию
в подготовительной к школе группе
на 2013– 2014учебный год.
Пояснительная записка.
Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе программы «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.). Количество занятий в учебном году – 18, длительность одного занятия составляет 25 – 30 минут. Форма проведения занятий – фронтальная.
Содержание занятий направлено:
• на формирование представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы;
• на развитие познавательного интереса детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• на обогащение представлений детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
• на воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;
• на воспитание основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
К концу учебного года у ребенка должны сформироваться следующие ЗУН:
• Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;
• Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
• Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
№ |
Тема. Программные задачи. |
№ карточки |
дата |
примечания |
Сентябрь |
|
|
|
|
1 |
Диагностическое обследование |
|
|
|
2 |
Диагностическое обследование |
|
|
|
3 |
Времена года. Осень. П.С: Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить названия осенних месяцев, уточнить знания о других временах года. |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
«Какие бывают насекомые» П.С: Систематизировать представление о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям; особенностям внешнего строения, местом обитания, способу передвижения. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
«Что такое природа? Живая и неживая природа» П.С: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Познакомить с основными природными компонентами и их связями. |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
«Перелетные птицы» П.С: Познакомить детей с перелетными птицами; выяснить, почему их так называют; познакомить с понятием «насекомоядные», и «водоплавающие». |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
«Сравнение диких и домашних животных» П.С: Уточнить признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких; развивать умственные способности детей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» П.С: Формировать представление детей о жизни животных в лесу, их приспособленность к зимнему периоду. |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
«Беседа о лесе» П.С: Уточнить и расширить представление детей о лесе. |
|
|
|
Январь |
|
|
|
|
1 |
Каникулы |
|
|
|
2 |
Каникулы |
|
|
|
3 |
Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму» П.С: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщать знания об образе жизни в зимний период. |
|
|
|
4 |
«Зимующие птицы» П.С : Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду. |
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
«Я – человек» П.С: Развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; развивать фантазию творческое воображение, коммуникативное общение. |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
«Кто главный в лесу» П.С: Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. |
|
|
|
Март |
|
|
|
|
1 |
«Кругосветное путешествие» П.С: Познакомить детей с картой, рассказать, что на нашей планете много разных стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны. Познакомить с разнообразием животного и растительного мира. |
|
|
|
2 |
Времена года. Весна. П.С: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» П.С: Обратить внимание детей на значение воды в жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движется по кругу. |
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
«Весенний уход за комнатными растениями» П.С: Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
«Кто живет в воде?» П.С: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни, именно, в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. |
|
|
|
Май |
|
|
|
|
1 |
«Солнце – большая звезда» П.С: Дать представление о солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. |
|
|
|
2 |
«Красная книга – сигнал опасности» П.С: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. |
|
|
|
3 |
Диагностическое обследование |
|
|
|
4 |
Диагностическое обследование |
|
|
|