Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольника
Павлова Мария Николаевна, ГБДОУ детский сад №42 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга, воспитатель,
Смирнова Маргарита Юрьевна, ГБДОУ детский сад №42 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга, воспитатель,
Федорова Татьяна Валерьевна, ГБДОУ детский сад №81Красносельского района Санкт-Петербурга, воспитатель
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.
В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
Нами разработано планирование опытно-экспериментальной деятельности по сезонам и возрастным группам. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы.
Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй. Мы проводим индивидуальные беседы с родителями и детьми. Родителям предлагаем совместно с детьми на подоконнике или на приусадебном участке «разбить огород», чтобы дети могли самостоятельно вырастить какое-либо растение. По отзывам родителей, детям очень нравится ухаживать за своими посадками. Родители активно участвуют во всех делах группы, помогают нам в сборе природного материала, в организации целевых прогулок.
За 20 лет работы в детском саду мы можем сказать, что родители и дети раньше были более чуткие и внимательные. Сейчас, когда технические возможности достигли больших высот и можно за 5 минут видеть таинство появления из икринки лягушки или как распускается цветок, люди стали более равнодушными, менее терпеливыми и любознательными. Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, мы помогаем им остановиться на минутку и лишний раз увидеть и показать своему ребёнку нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог к подготовительной группе дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или плачущий малыш. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.
Примерный перечень опытов и экспериментов
Младший возраст
№ |
Наименование опыта и эксперимента |
Оборудование |
|
ИЮНЬ |
|
|
I неделя |
|
1. |
ВодаЦель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, льется. В ней растворяются некоторые вещества (сахар, краска, соль) Взрослый предлагает узнать детям. Что находится в емкостях. Предлагает понюхать, попробовать, растворяют сахар, соль, краску. |
Прозрачные емкости для воды, небольшое количество сахара, соли, акварельная краска. |
|
II неделя |
|
2. |
ВоздухЦель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Что в нем находится? Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы он стал тугим. Спрашивает, что в пакете? Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий) |
Полиэтиленовые пакеты по количеству участников эксперимента. |
|
III неделя |
|
3. |
Надувание мыльных пузырьковЦель: Научить пускать мыльные пузыри: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Воспитатель наливает в тарелку мыльный раствор и кладет в середину тарелки предмет (цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того, как обнаруживается мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком. Взрослый объясняет, как получается пузырь, туда проник воздух, мы воздух выдохнули из себя, пузыри разные, т.к. разное количество воздуха выдули туда. |
Тарелочка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости. |
|
IV неделя |
|
4. |
Ветер по морю гуляетЦель: Обнаружить воздух. Воспитатель опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает ветерок; откуда берется ветерок (мы его выдыхаем). Затем проводим соревнование: чей парусник быстрее доплывет до другого края. Надо набрать больше воздуха и и дольше его выдыхать. |
Таз с водой, модель парусника. |
|
ИЮЛЬ |
|
|
I неделя |
|
1. |
Игры с воздушным шариком и соломинкой.Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить. Дети играют с двумя шариками, выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут). Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним было удобно играть (побольше надуть); откуда берется воздух (его выдыхают) Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают). Один из шариков опускают в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходят из него пузырьки воздуха. |
Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шарика (один надут слабо, второй – упругий). |
|
II неделя |
|
2. |
Что в коробке?Цель: Познакомить со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет проходит через непрозрачные предметы.Воспитатель предлагает узнать, что лежит в коробочке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее? Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются. Что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе, которые зажигают и ставят внутрь коробки. |
Коробочка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. |
|
III неделя |
|
3. |
Легкий - тяжелыйЦель: Показать, что предметы бывают легкими и тяжелыми. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Крокодил Гена и Чебурашка выбирает игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов: игрушки из одного материала, но разные по размеру; игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполненные песком; игрушки одного размера из разных материалов. Затем предлагается выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена. |
Разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»). |
|
IV неделя |
|
4. |
Что звучит?Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет. За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка). Взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними сделать, чтобы услышать шорох листьев и т.д. |
Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкости с водой, стакан. |
|
АВГУСТ |
|
|
I неделя |
|
1. |
Веселые человечки Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы и т.д. Дети по очереди нащупывают в «чудесном мешочке» куклу – голыш. Объясняют, как узнали. Предлагается игра «Покажи то, что я скажу». (попрыгать на одной ноге, показать шею, нос и т.д.) |
Кукла голыш, «чудесный мешочек». |
|
II неделя |
|
2. |
Бумага, её качества и свойства Цель: Научить узнавать вещи сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, гладкость, степень прочности, впитывающие способности). Дети рассматривают бумагу. Определяют: гладкая или шершавая; смять бумагу (мнется); потянуть за края (рвется); положить бумагу в емкость с водой (намокает). |
Бумага, емкость с водой. Предметы сделанные из бумаги (книга, письмо, альбом и т.д.). |
|
III неделя |
|
3. |
Древесина, ее качества и свойства Цель: Научить узнавать предметы, изготовленные из дерева; вычленять её качества (гладкая –шершавая; степень прочности; не тонет, не бьётся). Взрослый показывает несколько предметов и спрашивает, из чего они сделаны. Дети определяют качество древесины. |
Предметы, сделанные из дерева, емкость с водой. |
|
IV неделя |
|
4. |
Чудесный мешочек Цель: Научить определять температуру веществ и предметов. Дети рассматривают мелкие предметы, называют их, определяют материалы, складывают всё в чудесный мешочек. Дети достают предметы по одному. «Холодные» - в одну сторону. Выясняют из чего они сделаны (из железа). Какие стали предметы из железа, когда из подержали в руках. Согрелись. Если их положить на подоконник они снова станут холодными. Деревянные предметы - теплые |
|
Примерный перечень опытов и экспериментов
Средний возраст
№ |
Наименование опыта и эксперимента |
Оборудование |
|
ИЮНЬ |
|
|
I неделя |
|
1. |
Как развивается растение Цель: Выделить цикл развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя. Воспитатель вместе с детьми рассматривает семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву, после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдения до появления плодов. |
Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа. |
|
II неделя |
|
2. |
Как спрятаться бабочкам? Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособится к жизни в окружающей обстановке. Дети рассматривают изображение, выясняют, кто лишний на иллюстрации (птичка). Определяют, чем похожи все бабочки (тельце, усики, крылышки), чем отличаются (размером, окраской). Выясняют, что помогает бабочкам спрятаться от птиц (разноцветная окраска). |
Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек. |
|
III неделя |
|
3. |
Что любят растения? Цель: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Воспитатель вместе с детьми ухаживает за тремя одинаковыми растениями по – разному: первое – своевременно поливают, рыхлят; второе – не поливают, третье – поливают сверх нормы. Наблюдение за ростом, состоянием растений зарисовывают в дневнике, делают выводы о необходимости правильного ухода за каждым растением |
Два – три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. |
|
IV неделя |
|
4. |
Зачем утке и лягушке такие лапки Цель : Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы). Взрослый выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и лягушка; зачем лягушке и утке лапки. Надевает на одну руку перчатки с перепонками, на другую - с коготками. Дети имитируют движение лапок при плавании и определяют, с какими лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья их нет. В конце дети наблюдают за плаванием лягушки в аквариуме. |
Емкости с водой, рукавички с “перепонками”, перчатки, иллюстрации: утка, воробей; лягушка в аквариуме. |
|
ИЮЛЬ |
|
|
Iнеделя |
|
1. |
ВодаЦель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, льется. В ней растворяются некоторые вещества (сахар, краска, соль) Взрослый предлагает узнать детям. Что находится в емкостях. Предлагает понюхать, попробовать, растворяют сахар, соль, краску. |
Прозрачные емкости для воды, небольшое количество сахара, соли, акварельная краска. |
|
II неделя |
|
2. |
У кого какие детки? Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Воспитатель вместе с детьми разрезают, разламывают плоды, находят семена, рассматривают, описывают, сравнивают их, находят сходства (оболочка, ядрышко), пробуют их на прочность. В конце подводят итог: в ядрышках есть запас питания для нового растения, “кожица” защищает его. |
Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива),.Подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений. |
|
III неделя |
|
3. |
Загадочные пузырькиЦель: Обнаружить воздух в других предметах. Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обнаруживают, что это воздух; откуда он взялся? Вода вытеснила воздух. Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелыми). |
Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина. |
|
IV неделя |
|
4. |
Надувание мыльных пузырейЦель: Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Взрослый предлагает детям надуть мыльные пузыри. Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Выясняют, почему лопается пузырь. ( в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, оболочка рвется). |
Соломинки, расщепленные на конце; мыльный раствор. |
|
АВГУСТ |
|
|
I неделя |
|
1. |
Морской бойЦель: Выяснить. Что воздух легче воды. Имеет силу. Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагается поиграть в морской бой. Дети делятся на пары и дуют на лодки противника, пока чья – нибудь не перевернётся. |
Емкости с водой. Бумага для корабликов. |
|
IIнеделя |
|
2. |
Почему песок хорошо сыплется?Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Взрослый предлагает наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выяснить. Что лучше сыпется. Сделать из песка горку (песок остается в виде горки с ровными краями). Делают горку из глины (края горки неровные). Частички песка все одинаковые, а глины нет. Рассмотреть с помощью лупы. Дети просеивают песок и глину через сито. Что лучше проходит через сито. (песок). |
Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. |
|
III неделя |
|
3. |
Где вода?Цель: Определить, что песок и глина по –разному впитываю воду. Дети пробуют на ощупь песок и глину. Они сухие и сыпучие. Дети наливают в стаканчики воду одинаковое количество. Выливают стаканчики с водой в емкости с песком и глиной. (Вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). У глины частички расположены вплотную другу к другу и не пропускают воду, а у песка на расстоянии. Дорожки в огороде делают из песка, чтобы после дождя не было луж. |
Прозрачные емкости с сухим песком. Сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
|
IV неделя |
|
4. |
Раскрасим радугуЦель: Познакомить с цветами ругами. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов. Взрослый предлагает закончить радугу. Обсуждают, когда образуется радуга, какие в ней цвета. Пятнами обозначают последовательность цветов. Детям предлагается только 4 краски, как можно получить нужные цвета, смешивая краски на палитре. |
Палитра, кисти, краски (желтая, синяя, белая), Контуры радуги. |
Примерный перечень опытов и экспериментов
Старший возраст
№ |
Наименование опыта и эксперимента |
Оборудование |
|
ИЮНЬ |
|
|
I неделя |
|
1. |
Сколько весит воздухЦель: Показать, что воздух имеет вес. Сделайте вместе с детьми весы следующим образом. Возьмите линейку и привяжите к её центру веревку. Надуйте два шарика так, чтобы они были одинакового размера, завяжите их нитками одинаковой длины. Подвести линейку на крючок, так, чтобы шарики были по бокам. Линейка должна быть уравновешена. Проколите шарик. Бух. Надутый шарик опускается вниз, значит он тяжелее, чем лопнувший. Проткните второй шарик – и лопнувшие шарики уравновесятся. |
Линейка, два шарика, веревочки. |
|
II неделя |
|
2. |
Какую форму принимает вода?Цель: Показать, что вода не имеет формы, а принимает форму сосуда. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. |
Сосуды разной формы и размера. |
|
III неделя |
|
3. |
Испарение водыЦель: Показать, что вода испаряется. Взрослый навивает кипяток в прозрачный стакан, накрывает его крышкой, затем показывает, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Спросить: «Зачем накрывают пищу крышкой?». Где быстрее остывает чай: в чашке или блюдце ? Почему? |
Прозрачный стакан, крышка |
|
IV неделя |
|
4. |
Можно ли склеить бумагу водой?Цель: Показать, что вода обладает «склеивающим» действием.. Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.. А теперь смочите лист водой, приложите, их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнею воду. Попробуйте сдвинуть листы друг относительно другу. Вода обладает «склеивающим» действием. |
Листы бумаги, вода |
|
ИЮЛЬ |
|
|
I неделя |
|
1. |
Песочный конусЦель: Познакомить со свойством сухого песка. Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте возникают «сплывы», движение песка, похожее на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. Вопрос: «Можно ли в песках проложить дорогу?» |
Сухой песок |
|
II неделя |
|
2. |
Свойства мокрого пескаЦель: Познакомить со свойствами мокрого песка. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезнет, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На мокрой поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой. Если в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, ка4к камень. |
Песок, вода |
|
III неделя |
|
3. |
Чем отличается солнечная сторона от теневойЦель: Показать, что от солнца образуется тень. Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную сторону, а затем – противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более темная? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца. |
Мяч |
|
IV неделя |
|
4. |
Теневой портретЦель: Показать, что от источника света образуется тень. Объясните детям, что тень повторяет контур разных предметов и тела человека в том числе. Прикрепите к стене кусок старых обоев, пусть ребенок встанет так, чтобы его тень падала на бумагу. А теперь обведите контур ребенка, а остальное: лицо, волосы, одежду, нос и все остальное ребенок дорисует сам. |
Старые обои, настольная лампа, карандаш |
|
АВГУСТ |
|
|
I неделя |
|
1. |
Центр тяжестиЦель: Познакомить с центром тяжести. Положите на скалку линейку и уравновесьте её. Что напоминает конструкция (качели). Где у линейки центр тяжести? Положите на один конец линейки спичечный коробок. Что нужно сделать, чтобы восстановить центр тяжести? Надо положить на другой конец линейки коробок. А теперь незаметно положите в один коробок спички. Если дети усвоили понятия центра тяжести, они должны объяснить, почему один конец линейки перевесил. |
Скалка, линейка, два коробка спичек (один со спичками) |
|
II неделя |
|
2. |
Вареное или сырое?Цель: Познакомить с центром тяжести. Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как это можно определить? Надо покрутить яйцо. Объясните ребенку, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутится не может. |
Два яйца: одно вареное, другое - сырое |
|
III неделя |
|
3. |
Как поддерживать тепло? Цель: Показать, что мех млекопитающих поддерживает тепло Взять две стеклянные банки, налить в обе теплую воду (температура воды в обеих банках одинаковая). Оберните одну банку шерстяным платком, вторую оставьте, как есть. Сравните температуру воды через полчаса, используя водяной термометр. Результат: Температура воды в банке, обвязанной шерстяным платком выше, чем в другой банке. |
Две банки с водой, шерстяной платок |
|
IV неделя |
|
4. |
Как не обжечься?Цель: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному.Дети рассматривают емкости, наполненные водой. Определяют температуру воды с них (вода горячая, т.к. из емкостей идет пар). Какими должны быть емкости, если из них идет пар? (они должны быть горячими от воды). Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости. Отмечая, что самая горячая – алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная. |
Одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла. |