Цели:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность.
2. Воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения.
3. Развивать познавательную активность, любознательность, обогащать кругозор детей.
4. Развивать связную речь, совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
5. Развивать инициативу и самостоятельность детей в общении и познании, обогащать личный субъектный опыт каждого ребёнка.
6. Обогащать представления детей о родном городе, формировать основы гражданских, патриотических чувств.
Оборудование:
Магнитная доска, фотографии и открытки с видами Санкт-Петербурга, отпечатанные листы формата А4 с заданиями «Дорисуй, обведи и раскрась», контейнер с карандашами, мяч.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга, герба города. Чтение и заучивание стихов о городе. Выставка детских рисунков. Расширение знаний о родном городе, уточнение и расширение словаря по теме. Разучивание упражнения «Летний сад».
Ход игры-путешествия.
Дети стоят полукругом в свободной зоне группы перед воспитателем.
Воспитатель (далее - В): «Ребята, сегодня к нам почтальон принёс конверт. На конверте адрес – Санкт-Петербург, пр.Наставников д.25/4, дет.сад № 72 группа “Василёк”. Это ведь наш адрес? Тогда откроем конверт. Ой, а здесь какая-та загадка! Послушайте: “На болоте родился, три раза крестился, врагу не достался, героем остался”. Про что это? Как вы узнали, что загадка про Санкт-Петербург?»
(разобрать загадку: что значит на болоте родился, три раза крестился? какому врагу не достался, и почему героем остался?)
В: «Молодцы, ребята! А знаете, кто прислал нам эту загадку? Марина и Пётр – герои книги “Чудесный город”, которую мы с вами читаем. Давайте вспомним, кто основал (построил) наш город? (Пётр I). В честь кого город получил своё имя? В честь святого Петра, который жил очень давно, помогал людям, делал много хороших дел. Святой Пётр – покровитель Санкт-Петербурга, он оберегает его.
Летом вы часто уезжаете отдыхать за город в деревню. Во многом город и деревня непохожи друг на друга, но всё равно они очень дружат между собой. Давайте вспомним отличия города от деревни. Кому я бросаю мяч, тот продолжает моё предложение.»
Игра с мячом. Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают:
̶ В городе многоэтажные дома, а в деревне чаще… (одноэтажные)
̶ В городе дома каменные, а в деревне… (чаще деревянные, но есть и каменные)
̶ В городе для того, чтобы помыться, люди пользуются ванной, а в деревне… (баней)
̶ В городе много широких улиц, проспектов, площадей, а в деревне… (улица одна или несколько, и она узкая)
̶ В городе жителей перевозят троллейбусы, автобусы, трамваи, маршрутные такси, а в деревне… (только автобусы)
̶ В городе тысячи людей, а в деревне… (мало жителей)
̶ В городах есть кинотеатры, театры, цирк, зоопарк, а в деревне… (клуб)
̶ В городах есть большие магазины, торговые комплексы, а в деревне… (небольшие магазины с разными товарами)
̶ В городе много поликлиник и больниц, а в деревне… (медпункт, больница есть только большой деревне)
̶ В городе мало зелёных насаждений (парки, скверы), а в деревне… (много лесов, лугов, полей, садов)
̶ В городах содержат только кошек, собак и других мелких декоративных животных, а в деревне… (много разных крупных и мелких домашних животных)
В: «Ребята, как называются жители Санкт-Петербурга? (петербуржцы). А вы знаете, кто такие настоящие Петербуржцы? Они не только очень любят свой город, но и хорошо знают его. Если к ним приезжают гости из других городов, петербуржцы могут назвать и показать разные достопримечательности Санкт-Петербурга.
Достопримечательности – это красивые, известные, знаменитые места в нашем городе: памятники, здания, улицы, парки, набережные. Ребята, а вы хотите быть настоящими петербуржцами? Тогда я приглашаю вас в путешествие по Санкт-Петербургу. Мы говорили, что в городе много широких улиц, проспектов, площадей. А какие вы знаете улицы, проспекты, площади? На какой улице находится наш детский сад? На какой улице вы живёте? Отвечайте красиво, например: “Я живу на улице Коммуны”.
А какая главная улица нашего города? (Невский проспект).
Путешествуя по улицам Санкт-Петербурга, вы будете выполнять разные задания, отвечать на вопросы. За правильные ответы – получать жетоны. В конце нашего путешествия мы посчитаем, кто больше всех набрал жетонов. Это и будет наш главный Настоящий Петербуржец.
На чём мы отправимся в путешествие? Какими видами транспорта можно пользоваться в Санкт-Петербурге? (ответы детей).
Хорошо, а послушайте стихотворение:
Очень просто сесть в трамвай
И сказать: “Вези давай!”
Очень просто сесть в такси
И сказать: ”Давай вези!”
Ну, а если вам не к спеху,
Если город вам знаком,
Интереснее – не ехать,
Интереснее – пешком!
Вот и я предлагаю пешком отправиться в наше путешествие.»
Дети с воспитателем переходят в следующую зону, где стоит мольберт с магнитной доской. На доске – иллюстрации с видами Санкт-Петербурга.
В: «Это наша первая остановка на улице “Узнай”. Я буду вам показывать картины с видами города. Кто узнал – поднимает руку. Отвечает тот, кого я назову.»
(дети называют показанные достопримечательности)
В:«А сейчас представим, что мы оказались на поэтическом бульваре. Самые разные поэты были так очарованы красотой Санкт-Петербурга, что посвятили ему свои лучшие стихи. А какие стихи знаете вы, прочтите?»
(дети читают стихи)
В: «А сейчас я приглашаю вас на проспект Художников.»
(дети садятся за столы, перед каждым лист формата А4 с недорисованным изображением какой-либо городской достопримечательности и простой карандаш).
В: «Перед вами на столах картины, которые не смогли или не успели дорисовать художники. А ведь на каждой картине – какая-то достопримечательность Санкт-Петербурга. Пожалуйста, дорисуйте (обведите по точкам).»
(дети дорисовывают картины)
В: «Закончили? Ну-ка, у кого что изображено на картине, называйте? Молодцы, ребята, отложите листы. Сегодня после сна у нас будет время, чтобы раскрасить наши картины цветными карандашами. А сейчас, мои дорогие художники, дадим нашим пальчикам отдохнуть.»
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Люблю по городу гулять»:
Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать. Невский — раз, Зимний — два, Три — красавица Нева, А четыре — мост Дворцовый, Пять — гуляю по Садовой, Шесть — к Исаакию схожу И на купол погляжу. Семь — конечно, Летний сад. Как красив его наряд! Восемь — крепость у Невы, Были там, наверно, вы. Девять — повстречался мне Медный всадник на коне. Десять — из-за поворота Вижу Нарвские ворота. |
(дети “шагают” пальчиками обеих рук по столу.) (на каждом название загибают по одному пальцу.) |
В: «А теперь представим, что мы оказались на улице красивых слов. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос “Какой? Какая?” к слову – названию места, изображённого на картине.»
Перед столами детей на стене доска с иллюстрациями видов Санкт-Петербурга.
̶ Нева, какая? (красивая, широкая, полноводная, глубокая)
̶ Дворцовая площадь, какая? (красивая, нарядная, широкая, главная)
̶ Невский проспект, какой? (красивый, широкий, прямой, главный)
̶ Летний сад, какой? (красивый, тенистый, зелёный, тихий)
В: «А теперь вспомним, какая красивая осень в нашем городе»
Дети встают, воспитатель проводит физминутку «Летний сад»:
В Летнем саду листопад. Листья в саду шелестят. В канавке Лебяжьей купаются листья. Газоны от листьев дворники чистят. Грустные статуи в тихих аллеях. В тихих аллеях осенью веет. |
Кружатся на месте. Приседают, водят руками по полу. Снова кружатся. Взмахивают воображаемой метлой. Встают на носочки и замирают. Снова кружатся. |
В: «Закроем глаза и перенесёмся на улицу Предложений. Я буду показывать иллюстрацию с какой-то петербургской достопримечательностью, а вы – составлять предложение о нём. Например: “Зимний дворец очень красивый.”; “Мы гуляли в Летнем саду.”; “Мы ходили на экскурсию в Эрмитаж.”.»
(дети составляют предложения)
В: «А сейчас сыграем в игру “Скажи наоборот”.»
̶ Нева – широкая, а Мойка – … (узкая)
̶ Нева – глубокая, а Ждановка – … (мелкая)
̶ Исаакиевский собор – высокий, а домик Петра I– … (низкий)
̶ Невский проспект – длинный, а улица Зодчего Росси – … (короткая)
В: «Хорошо, ребята, но нам пора возвращаться в наш детский сад, на проспект Наставников»
(дети с воспитателем переходят в свободную зону, начиналось занятие).
«Друзья, наше путешествие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы читали стихи, рисовали, составляли предложения. Молодцы! Я видела, как вы старались. Давайте подсчитаем количество жетонов у каждого. У кого больше всех? Вот наш самый Главный Настоящий Петербуржец. Но остальные ребята тоже самые Настоящие Петербуржцы. Я думаю, если к вам приедут гости из других городов, вы сможете им показать свой Санкт-Петербург и даже рассказать о нём. И тогда ваши гости смогут полюбить наш город так же, как любим его мы. Мы ведь очень любим и гордимся им?
Я горжусь вами, мои дорогие петербуржцы!»
Педагог вручает детям призы: открытки, календарики с видами Санкт-Петербурга.